Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части

Практическая часть

Тренинг по системному мышлению

Вам предлагаются описания серии игр и упражнений для усвоения детьми понятий система, подсистема, надсистема, системный эффект, сверхэффект.

Для каждого возраста может быть подобран свой набор заданий. Начнем с самых простых упражнений.

Надо ли говорить детям слово "система"? Опыт работы с четырехлетними детьми показал, что они прекрасно понимают этот термин.

Содержание тренинга:

Упражнение 1. Собери предмет.
Упражнение 2. Составь иерархию частей системы.
Упражнение 3. Состав иерархию надсистем.
Упражнение 4. Что здесь простое, а что составное.
Упражнение 5. Докажи, что один предмет – это много.
Упражнение 6. Найди целое по его части, или метод Шерлока Холмса.
Упражнение 7. Назови целое по его частям.
Упражнение 8. Продолжи уменьшение и увеличение до предела.
Упражнение 9. Что посередине?
Упражнение 10. Найди общее.
Упражнение 11. Частью чего это является?
Упражнение 12. Вопросы на понимание состава систем.
Упражнение 13. Вопросы на понимание системного эффекта.
Упражнение 14. Задания на умение находить главное.

Методические указания:

  1. Упражнения требуют наличия предварительно подобранного или изготовленного реквизита (рисунков различных предметов и их частей или самих предметов, разобранных на составные части).
  2. В описаниях упражнений важен их принцип, конкретное содержание может быть любым и выбирается в зависимости от имеющихся возможностей.
  3. Не решайте задачи за ребенка, не лишайте его радости самому составить нужный ему предмет. При первом знакомстве с заданиями помогите наводящими вопросами: Это чья голова? Что есть у рыбы, кроме головы?
  4. Хвалите детей даже за маленькие успехи. Не заставляйте ребенка решать задачки насильно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить упражнения, займитесь его развитием, показывайте ему множество разных предметов.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)