Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Развитие системного мышления

(продолжение 6)

Целеполагание или как научиться ставить цели себе и другим?

Есть одна старая притча о монахах, которые работали на стройке. Некоторым из них задали вопрос: “Что ты делаешь?”. И получили следующие ответы:
- Везу тачку.
- Зарабатываю на хлеб.
- Искупаю грехи.
- Строю храм!

Этот раздел предназначен для взрослых, желающих глубже познакомиться с целеполаганием.

Основное свойство Больших систем (человек, фирма, город, государство) – это наличие цели функционирования, поэтому целеполагание - один из важнейших принципов системного подхода и один из важнейших признаков сильного мышления (четкое знание своих целей и, по возможности, целей других людей).

Цель - это то, к чему мы стремимся, чего хотим. Это мысленное предвосхищение результата нашей деятельности.

Выработка цели - первый и важнейший этап любой разумной деятельности.

Деятельность без цели также бессмысленна, как и без контроля. Отмечено, что если у человека есть долговременные и значительные цели, это настраивает на долгую деятельную жизнь. Так, селекционеры и творцы живут дольше.

Технические системы не могут самостоятельно ставить цели своей деятельности, они реализуют цели поставленные человеком. Так, например, автопилот, очень сложная, но бесчувственная “железка”, реализует цели человека. Человек здесь надсистема, хотя, кажется, реально и не присутствует.

Общие положения целеполагания

1. Цель создания системы первична, система вторична.

Если ставится задача разработки или улучшения системы, то первична не система, а цель, которая должна быть достигнута. Ибо для ее реализации создается система.

Чтобы понять ситуацию, древние задавали вопрос: - “Кому выгодно?” То есть, с какой целью это сделано или делается.

Цель направляет деятельность и потому первична, а деятельность вторична. Говорят: "Дела без цели, что всадник без головы".

У технических систем, созданных человеком, нет желаний нет и способности целеполагания, но есть цель создания.

2. Цель системе ставит надсистема.

Цель – категория внешняя по отношению к системе. Она ставится системой более высокого уровня, куда данная система входит как часть.

Мы привыкли, что цели нам ставит господствующая партия или правительство. Но партия часть народа, значит народ - надсистема и он должен ставить цели партии. В нашей стране было всё наоборот. А цели партии и народа не совпадали.

Было бы идеально, если бы у всех партий и людей, рвущихся к власти, была бы одна общая цель – благосостояние и безопасность людей, а пути и способы реализации этой Глобальной цели могут быть разными, это нормально, это как раз и утверждает функциональный подход.

Глобальные цели ставит мыслящее существо, оно и бывает надсистемой. Так, для велосипеда надсистемой является человек, он и ставит цели своей подсистеме – велосипеду и даже выделяет ей ресурсы (крутит педали). Например, система – карандаш - целей себе и другим ставить не может, и генерировать идеи тоже не может, и хотеть тоже не может.

Система создаётся и функционирует в интересах целей надсистемы. Поэтому говорят, что цель является одним из важнейших системообразующих факторов. Из этого принципа вытекает следствие: если цели нет, то система не может быть создана. Цель обусловливает структуру и поведение системы.

При анализе ситуации очень важно четко определить: кто кому ставит цель; кто, кому, когда и как отчитывается о достижении целей.

3. Для выполнения Главной цели обычно требуется выполнить множество локальных целей.

Глобальную цель разбивают на ряд локальных целей, подцелей, которые выполняются подсистемами. Количество подцелей и подсистем должно быть достаточным для выполнения Главной цели. Это называется декомпозиция целей. Этот процесс не формализован, это элемент творчества человека. Можно только сказать, что декомпозиция должна учитывать все указанные выше свойства систем. Распределение подцелей внутри системы должно быть сверху - вниз (от глобальной к частным), а вне системы снизу – вверх (верхние модули управляют нижними).

Процесс формирования локальных целей не формализован. Одной и той же главной цели могут отвечать различные наборы локальных целей.

4. Одну и ту же цель можно достигнуть разными способами, используя разные средства.

Каждый способ реализации целей хорош в одних условиях, по одним параметрам и плох в других условиях и по другим параметрам. Например, можно самому выращивать продукты питания, если есть время, земля и умение, а можно зарабатывать деньги, например, преподаванием и покупать продукты питания.

Можно иностранный язык изучать самостоятельно, по учебникам, по магнитофонным записям, можно нанять учителя, а можно поехать и пожить в этой иностранной стране один-два года.

5. Цели, как и системы, иерархичны.

Перед тем как создать систему для реализации целей, цели делят на подцели и для выполнения каждой подцели создают свою подсистему. На "макушке" иерархии целей – счастье людей. Из этого надо исходить, разрабатывая частные цели. При анализе систем следует классифицировать связи подчиненности, то есть установить какая система какой системе задает цель и как осуществляется контроль степени ее выполнения. Это позволяет выявить важные и второстепенные связи. Анализ надо вести сверху вниз внутри системы и снизу вверх вне системы.

Например, Вы пришли в новое для себя учреждение. Как быстрее с ним познакомиться? Надо познакомиться со структурой этого учреждения и целями (или функциями), которые выполняют структурные единицы этого учреждения.

6. Большие системы – многоцелевые системы.

Например, город, завод, крупная фирма. Системы обычно многоцелевые, а потому и оценки их деятельности многокритериальны.

Так, в самом общем виде, цели фирмы – это: 1) выпускать товар, решающий проблемы своего клиента и 2) за счет клиента решать свои проблемы (“дать, чтобы получить”).

7. Системы, подчиняясь надсистеме, должны иметь определенную самостоятельность на своем уровне в выборе способов выполнения своих целей.

Это необходимое условие эффективного функционирования систем, взаимодействия с надсистемой и развития всей системы.

8. В процессе функционирования цели системы могут меняться.

Соответственно этому должны меняться структура и способ функционирования системы. Бывает, старая фирма с устоявшейся структурой, вдруг вынуждена менять цели своего функционирования. И дела не идут! Причиной может быть несоответствие старой структуры новым целям. Так бывает и в школах, и в ВУЗе, и в детских садах. Типичное противоречие: чтобы выжить школам, надо переходить на конкурсную и конкурентную основу, надо вводить новые дисциплины и новые "технологии" обучения, а в школе старые заслуженные учителя, их неудобно увольнять и трудно переучивать.

Подцели более подвижны нежели глобальные цели. Меняются внешние условия, должны меняться и подцели (задачи).

9. Цель является основой для контроля качества функционирования системы.

Цель должна быть сформулирована четко, желательно количественно, так, чтобы её выполнение можно было проверить объективно. Например, такие оценки как "хорошо - плохо" весьма расплывчаты. Но и цели надо контролировать! На нравственность, общественную полезность.

10. Чтобы цели достигались, надо выполнить много условий и одно из важнейших – исполнители должны понимать, что выполнение целей им лично выгодно (мотивация деятельности).

Для этого цели коллективов, предприятий и государств должны совпадать с интересами людей.

Отметим разницу между целью и мотивом. Цель – то, что желательно или надо осуществить, мысленное предвосхищение результата деятельности. Желание – внутреннее стремление к чему-либо. Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Общечеловеческие цели и ценности выше классовых и государственных.

Мотив может быть не осознаваем, а цель осознаваема. Какова цель, таков и результат.

В заключение отметим, что целеполагание - это очень важная операция, но этого мало. Нужно еще уметь реализовывать цели. Если стало известным ЧТО ДЕЛАТЬ и ЗАЧЕМ это делать, то следующие проблемы:

- Как делать? (Методический вопрос. Эти проблемы решает ТРИЗ).

- Кто будет делать? (Кадровый вопрос, в частности, кто будет управлять?).

- Из чего делать? (Ресурсный вопрос). Какой нужен ресурс? Где найти ресурс? (Эту проблему тоже решает ТРИЗ).

- Когда делать? (Плановый вопрос).

- Как контролировать? Что контролировать? Когда контролировать? Кто будет контролировать? Это важные вопросы. Отметим, что роль исполнителя целей ничуть не ниже, не менее почетна и не менее трудна.

Практические выводы из основных положений целеполагания.

1. Любую деятельность следует начинать с постановки целей. Каковы цели, такова и жатва жизни.

Полезно задавать себе и находить ответы на следующие вопросы:

- Что я, по настоящему, хочу? Есть ли у меня цель? Какова она? Нравственна ли она?

При поиске ответа на эти вопросы целевую цепочку следует “тянуть” вверх до Главных надсистемных целей. Тогда легче будет оценить надобность и важность ближайших целей.

Говорят, отдаленная цель освещает тропу всей жизни. Дети не умеют еще ставить себе долговременные цели. Взрослость человека можно оценить по его долговременным целям. Сыграйте с самим собой в замечательную игру “Зачем?”. Пройдитесь по цепочке целей “Зачем я живу?”.

2. Цели человека отражают нравственность человека.

Главная цель жизни человека – это производство большего количества добра, любви, правды. Без цели и жизнь бесцельна. Если цели бездуховные, то и жизнь бездуховна.

3. Очень опасным является подмена (осознанная или не осознанная) одних целей другими.

Так, например, утверждается, что цель деятельности государства – интересы людей, а фактическими интересами оказывается личное обогащение чиновников.

Боролись с богатыми, а надо было бороться с бедностью.

Очень опасна и подмена целей средствами или способами. Так, утверждается, что наша цель - рыночные отношения, а на самом деле рыночные отношения - это средство или способ увеличить благосостояние людей, если, конечно, он правильно реализуется.

Пассажиры жаловались, что автобусы не останавливаются на остановках.

- Правильно, - сказал администратор, - иначе нарушился бы график движения.

4. Цели нельзя отделять от способов их достижения.

“Цель оправдывает средства”, “Любой ценой” – это безнравственные лозунги. Способы тоже должны быть нравственными.

5. Если нет трудностей, значит, мы поставили очень простые цели.

6. Чтобы победить, надо знать цели оппонента.

7. Дети любят творить и воплощать свои идеи. Это надо поощрять, это развивает самостоятельность в постановке целей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кудрявцев А.В. и др. Курс занятий по развитию системного мышления. Волгоград. ЧОУНБ. 608.097.К88.
  2. Никашин А.М. Страунинг А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. Ростов-на-Дону. Аспект.
  3. Морозов В.П. Дымарский Я.С. Элементы теории управления ГАП: матобеспечение. Л. Машиностроение. 1984.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)