К теоретической части
Упражнения для развития системного
мышления у детей
Упражнение 4. "Что здесь простое, а что составное?"
Методика выполнения упражнения:
На столе лежат рисунки, на которых изображены несколько пар простых
и составных предметов (или сами предметы, по возможности).
Спросите ребенка, чем отличаются предметы в указанной паре?
Портфель полный книг - это система? В этой системе и книги и сам портфель
- подсистемы. А пустой портфель? Если мы начали изучать портфель, то портфель
– стал системой, состоящей из ПС: боковины, дно, крышка, ручка, застежка...
В бане жара. Баня - это система. А жара – это система? А пар? Мочалка?
Мыло? Все это системы, кроме жары. Жара - это свойство или качество системы.
Примерные задания (пары предметов):
- Стакан пустой и стакан с водой.
- Лист чистый, лист с текстом и книга.
- "Сдутый" шарик и надутый шарик.
- Вода “Ключевая” и лимонад.
- Грифель и карандаш.
- Пустая катушка из-под ниток и катушка с нитками.
- Вода и суп.
- Вода и лед.
- Вода и пар.
- Вода и туман (туман - это мельчайшие водяные капельки в воздухе, а водяной
пар - это молекулы воды в воздухе, он бесцветен, а туман как белое облако).
Придумайте самостоятельно еще 10-15 заданий.
|