Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части
Упражнения для развития системного мышления у детей

Упражнение 4. "Что здесь простое, а что составное?"

Методика выполнения упражнения:

На столе лежат рисунки, на которых изображены несколько пар простых и составных предметов (или сами предметы, по возможности).
Спросите ребенка, чем отличаются предметы в указанной паре?
Портфель полный книг - это система? В этой системе и книги и сам портфель - подсистемы. А пустой портфель? Если мы начали изучать портфель, то портфель – стал системой, состоящей из ПС: боковины, дно, крышка, ручка, застежка...
В бане жара. Баня - это система. А жара – это система? А пар? Мочалка? Мыло? Все это системы, кроме жары. Жара - это свойство или качество системы.

Примерные задания (пары предметов):

  1. Стакан пустой и стакан с водой.
  2. Лист чистый, лист с текстом и книга.
  3. "Сдутый" шарик и надутый шарик.
  4. Вода “Ключевая” и лимонад.
  5. Грифель и карандаш.
  6. Пустая катушка из-под ниток и катушка с нитками.
  7. Вода и суп.
  8. Вода и лед.
  9. Вода и пар.
  10. Вода и туман (туман - это мельчайшие водяные капельки в воздухе, а водяной пар - это молекулы воды в воздухе, он бесцветен, а туман как белое облако).

Придумайте самостоятельно еще 10-15 заданий.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)