Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части
Упражнения для развития системного мышления у детей

Упражнение 8. "Продолжи уменьшение и увеличение до предела"

Методика выполнения упражнения:

Дана С. Требуется найти ПС, ППС, ПППС, ППППС... и НС, ННС, НННС, ННННС...
Называют предмет и просят составить два ряда: в сторону уменьшения размеров ПС до предела и в сторону увеличения размеров НС, тоже до предела.

Например, дана система - дерево:

Дерево – ветка – лист – клетка - ядро клетки - хромосомы – ДНК – гены – молекулы – атомы - ядра атомов - элементарные частицы – кварки (мельчайшие "кирпичики" мироздания).

Теперь в сторону увеличения размера:

Дерево – лес – ландшафт – материк – Земля - Солнечная система – созвездие - Галактика – Метагалактика - Вселенная.

Это называют "системным лифтом".

Покажите детям, что подобное рассмотрение (увеличение и уменьшение размеров) можно начинать с любой системы, конечный результат (Вселенная и кварки) будет тот же.

…Комната – квартира – дом – город – район – область – страна - материк…

Так можно "погулять" по всем частям Вселенной. Ребенок должен понять, что Мир бесконечен и в сторону увеличения и в сторону уменьшения, и "вверх и вниз".

Эта игра - удобный случай рассказать детям о безграничности Вселенной.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)