Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части
Упражнения для развития системного мышления у детей

Упражнение 7. "Назови Целое по его Частям".

Методика выполнения упражнения:

Даны несколько ПС. Требуется найти С.

Вариант 1. Называют несколько ПС, просят ребенка догадаться, к каким системам они могут принадлежать.

Даны ПС: деревья, кусты, трава, ягоды, грибы. (С: лес, парк, роща, тайга, бор, джунгли).
Даны ПС: вода, рыбы, водоросли... (С: река, озеро, море, океан, лиман, пруд).
Даны ПС: обложка, корешок, страницы... (С: книга или фотоальбом).

Вариант 2. Называют несколько ПС, а дети называют системы. Число ПС сокращают. Что будет с числом систем?

Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище, хвост. (С: обезьяна).
Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище. (С: обезьяна, человек, кукла, робот, портрет).
Даны ПС: Голова, глаза, туловище (С: все млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые).
Даны ПС: Голова, туловище. (Все животные, кроме простейших).
Даны ПС: Ствол, лист, корень. (С: дерево).
Дана ПС: Ствол. (С: деревья, кустарники, огнестрельное оружие, шахта).

Вариант 3. Теперь по нарастанию числа ПС:

- У каких систем есть труба? (Дом, корабль, паровоз, кочегарка, трубач, автомобиль...).
- У каких систем есть и труба и колеса? (Автомобиль, паровоз, колесный пароход).
- Труба, колеса и якорь? (Остался колесный пароход).

Обратите внимание детей на тот факт, что чем больше называется ПС, тем труднее назвать систему.

- У кого есть иголки? (Ель, сосна, кедр, роза, акация, ёж, дикобраз, кактус, ерш...).
- А у кого есть иголки и жабры? (Ерш…).
- Подошва? (Сапоги, ботинки, туфли, галоши, гора, оползень...).
- Подошва и снег? (Высокая гора).

Вариант 4. Раскладывают предметы или рисунки предметов. Просят назвать, частью каких систем они являются.

- Слон - это ПС следующих систем: тропических животных, семейства млекопитающих, отряда хоботовых, системы теплокровных, толстокожих...

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)