|
|||||||||
К теоретической части Упражнение 13. Вопросы на понимание системного эффекта.Методика проведения упражнения: На столе раскладывают несколько предметов (картинок) и ребенку предлагают из них составить полезные системы. Например: книга, карандаш, очки, бумага, свеча, резинка. Полезные системы: книга+очки+свечка (можно читать в темноте), карандаш+бумага+резинка (удобно рисовать). Винт – отвертка. Очки – очешник. Замок – ключ. Мыло – мыльница. Ружьё - патрон – чехол – шомпол. Сабля – ножны. Вопросы на понимание системного эффекта. 1. Составь полезные системы из следующих предметов: стол, иголка, книга, резинка, стакан, стул, нитка, очки, носки, полка… 2. Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта? (Разделение функций - одни охраняют, другие едят или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы размножения...). 3. Зачем растения объединяются в лес? (Защита от ветров, воспроизведение субстрата, опыление…). 4. Зачем люди живут деревнями, строят города? 5. Зачем детей в школе объединяют в классы? 6. Почему пингвины в лютые морозы с сильным ветром стоят плотно друг к другу, непрерывно двигаются и трутся друг о друга? 7. Ради какого системного эффекта созданы системы: диван-кровать, кресло-кровать, железобетон? 8. Рассмотрите с детьми сказки, где описан системный эффект. Например, сказка о репке. Репку вытащила система: дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка. 9. Какие преимущества дает насекомым общественный образ жизни? Например, для муравьев, муравьиная куча – это защита потомства, хранение пищи, микроклимат зимой, защита матки и повышение её плодовитости. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |