Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Объяснительная записка

В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формированию диалектического способа мышления дошкольников. Методика построена в рамках авторской программы (17) и с учетом общих принципов, разработанных при обучении дошкольников умению решать творческие задачи (20, 23).

Исследование проводилось на базе научно-методического центра № 242, ДОУ № 178 и Ульяновского педагогического колледжа № 1 в период с 1995 по 1999 г.г. Результаты эксперимента носили и носят стабильно положительный характер.

Занятия по обучению творческому рассказыванию по картине вызывают устойчивый интерес как у детей 3-7 лет, так и у студентов, прошедших специальный курс подготовки.

Методика рассчитана на два типа рассказов по картине. Типология установлена авторами:

1-ый тип: "Текст реалистического характера".

Функция: развитие связанной речи на основе отображения увиденного.

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине в соответствии с дидактическими требованиями.

Виды получаемых текстов (выделены условно):

  • рассказ, как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;
  • описание картины, как раскрытие темы;
  • развернутое описание конкретно взятого объекта;
  • словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.;
  • создание рифмованных описаний содержания картины.

2-ой тип: "Текст фантастического характера".

Функция: речь как описание изменения действительности.

Цель: составление рассказы фантастического плана по мотивам изображенного.

Виды получаемых текстов (выделены условно):

  • рассказ как фантастическое преобразование содержания;
  • фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;
  • рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой;
  • сказки по мотивам изображенного на картине;
  • рифмованные тексты фантастического плана.

Оба типа рассказов, с нашей точки зрения, есть творческая речевая деятельность, но разного уровня.

Система обучения студентов составлению творческих текстов представлена в виде ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ, каждая из которых включает в себя:

  • четко поставленную и проверяемую цель,
  • базовую информацию относительно мыслительного приема, на основе которого строится текст,
  • методику работы с дошкольниками по обучению мыслительному приему,
  • тренинги для студентов.

Пособие снабжено приложением, в котором представлены примеры текстов составленных студентами и детьми по картине “Спасаем мяч” (приложения № 1-11).

Игры, представленные в приложении № 12, позволяют будущим воспитателям системно проработать содержание картины. При этом необходимо учитывать общие требования к организации работы с картиной в детском саду (приложение № 13).

Определить уровень составленного обучающимися речевого продукта помогут правила оценки творческих работ (приложение № 14).

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)