|
|||||||
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Технология составления творческих текстов по картинеОбъяснительная запискаВ основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формированию диалектического способа мышления дошкольников. Методика построена в рамках авторской программы (17) и с учетом общих принципов, разработанных при обучении дошкольников умению решать творческие задачи (20, 23). Исследование проводилось на базе научно-методического центра № 242, ДОУ № 178 и Ульяновского педагогического колледжа № 1 в период с 1995 по 1999 г.г. Результаты эксперимента носили и носят стабильно положительный характер. Занятия по обучению творческому рассказыванию по картине вызывают устойчивый интерес как у детей 3-7 лет, так и у студентов, прошедших специальный курс подготовки. Методика рассчитана на два типа рассказов по картине. Типология установлена авторами: 1-ый тип: "Текст реалистического характера". Функция: развитие связанной речи на основе отображения увиденного. Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине в соответствии с дидактическими требованиями. Виды получаемых текстов (выделены условно):
2-ой тип: "Текст фантастического характера". Функция: речь как описание изменения действительности. Цель: составление рассказы фантастического плана по мотивам изображенного. Виды получаемых текстов (выделены условно):
Оба типа рассказов, с нашей точки зрения, есть творческая речевая деятельность, но разного уровня. Система обучения студентов составлению творческих текстов представлена в виде ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ, каждая из которых включает в себя:
Пособие снабжено приложением, в котором представлены примеры текстов составленных студентами и детьми по картине “Спасаем мяч” (приложения № 1-11). Игры, представленные в приложении № 12, позволяют будущим воспитателям системно проработать содержание картины. При этом необходимо учитывать общие требования к организации работы с картиной в детском саду (приложение № 13). Определить уровень составленного обучающимися речевого продукта помогут правила оценки творческих работ (приложение № 14). |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |