Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.
Технология составления творческих текстов по картине
Оглавление
Технологическая карта № 1. Определение состава картины.
Цель преподавателя:
- Обучить студентов мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений
на картине (дробление, моделирование, группировка).
- Обучить студентов методике работы по определению состава картины и активизации
речевого словаря дошкольников.
Информация, сообщаемая студентам.
Базовая информация.
Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов.
С этой целью выделяются объекты изображенные на картине. Степень подробности
может быть разной: максимально подробной (с выделением всех объектов и
их деталей), подробной (выделение основных и второстепенных объектов без
деталей) и неподробной (выделение только главных объектов).
При наличии однородных объектов на картине производится группировка
по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному
миру, по функциям, форме, цвету и т.д.
Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью
схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Модели объектов, выделенных
на картине, располагаются на доске или листе бумаги так, чтобы общая композиция
картины сохранялась.
Методика работы с детьми.
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется
прием “подзорная труба”. Правило: навести глазок подзорной трубы на один
объект, и назвать его.
Для определения деталей одного объекта используется приемы “Аукцион”,
“Охота за подробностями”, “Кто самый внимательный” и др.
При обучении классификационным умениям используется прием группировки
по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия
определенного цвета, формы и т. д. обобщающим словом фиксируется классификационная
группа.
Моделирование детьми, выявленных объектов, производится схемами, буквами,
картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется
доска или лист бумаги, на котором располагаются модели аналогично композиции
картины.
Приложение № 1.
Методические рекомендации.
- Обучающий должен проявлять живой интерес и демонстрировать эмоциональные
реакции на ответы детей.
- Темп работы достаточно быстрый, воспитатель энергично и оперативно производит
моделирование, названных детьми объектов.
- Предварительно должен быть составлен тематический словарь.
- Последовательность называния объектов может быть любая.
- Обязательным условием является обозначение “земля-небо”, “пол - потолок”.
- Группа или класс выявленных объектов, обозначаются словом, но не схематизируется.
- По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро
перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только
к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины.
- Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
- Моделирование объектов.
- Группировка по заданному признаку.
- Обобщение перечисленных объектов.
Тренинги.
- Упражнения по определению состава картины и схематизации объектов с последующим
их чтением. Рефлексия.
- Упражнения по выявлению признаков объектов и последующая их группировка.
- Составление тематических словариков по конкретной картине (с опорой на
толковый словарь).
- Апробация игр для дошкольников в парах постоянного состава. Студенты берут
на себя поочередно роли воспитателя или ребенка. Рефлексия.
- Анализ видео материалов, протоколов занятий.
- Составление студентами заданий для детей с учетом ведущих интересов и мотивов
каждого возрастного периода.
Результат обучения студентов:
- Знают алгоритм мыслительных действий определения состава картины.
- Умеют выявлять объекты на картине и их схематизировать.
- Умеют обозначать признаки объектов и группировать по ним состав картины.
- Умеют проводить с детьми разного дошкольного возраста игры по определению
состава картины.
- Понимают назначение этапа выявления состава картины.
|