Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 1. Определение состава картины.

Цель преподавателя:

  • Обучить студентов мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
  • Обучить студентов методике работы по определению состава картины и активизации речевого словаря дошкольников.
Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимально подробной (с выделением всех объектов и их деталей), подробной (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и неподробной (выделение только главных объектов).

При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.

Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Модели объектов, выделенных на картине, располагаются на доске или листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась.

Методика работы с детьми.

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием “подзорная труба”. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы “Аукцион”, “Охота за подробностями”, “Кто самый внимательный” и др.

При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т. д. обобщающим словом фиксируется классификационная группа.

Моделирование детьми, выявленных объектов, производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором располагаются модели аналогично композиции картины.

Приложение № 1.

Методические рекомендации.

  • Обучающий должен проявлять живой интерес и демонстрировать эмоциональные реакции на ответы детей.
  • Темп работы достаточно быстрый, воспитатель энергично и оперативно производит моделирование, названных детьми объектов.
  • Предварительно должен быть составлен тематический словарь.
  • Последовательность называния объектов может быть любая.
  • Обязательным условием является обозначение “земля-небо”, “пол - потолок”.
  • Группа или класс выявленных объектов, обозначаются словом, но не схематизируется.
  • По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины.
  1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
  2. Моделирование объектов.
  3. Группировка по заданному признаку.
  4. Обобщение перечисленных объектов.
Тренинги.
  • Упражнения по определению состава картины и схематизации объектов с последующим их чтением. Рефлексия.
  • Упражнения по выявлению признаков объектов и последующая их группировка.
  • Составление тематических словариков по конкретной картине (с опорой на толковый словарь).
  • Апробация игр для дошкольников в парах постоянного состава. Студенты берут на себя поочередно роли воспитателя или ребенка. Рефлексия.
  • Анализ видео материалов, протоколов занятий.
  • Составление студентами заданий для детей с учетом ведущих интересов и мотивов каждого возрастного периода.
Результат обучения студентов:
  1. Знают алгоритм мыслительных действий определения состава картины.
  2. Умеют выявлять объекты на картине и их схематизировать.
  3. Умеют обозначать признаки объектов и группировать по ним состав картины.
  4. Умеют проводить с детьми разного дошкольного возраста игры по определению состава картины.
  5. Понимают назначение этапа выявления состава картины.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)