Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Приложение № 14. Правила оценки уровня творческих работ

Составлены на основании работ Г.С.Альшуллера и М.С.Гафитулина.

Правило 1.

Уровень оригинальности составленного ребенком текста определяется на фоне работ по этой же теме других детей группы.

Н-р: дети старшей группы по заданию воспитателя составили рассказ по картине “Спасаем мяч” от имени Я-образа (технологическая карта № 7) Все дети выбрали положительные характеристики объектов, от имени которых составлялся рассказ. Только два ребенка наделили свои объекты отрицательными чертами характера. В данном случае их тексты по этому показателю оригинальны.

Правило 2.

Оригинальность определяется по четырем основным критериям:

- новизна (см. правило 4);
- убедительность (см. правило 5);
- гуманность (см. правило 6);
- художественная ценность на доступном для дошкольника уровне (см. правило 7).

Правило 3.

Педагогом может быть введен достаточно субъективный критерий, который строится на личной оценке: нравится или нет. При этом доказательства не требуются.

Правило 4.

Используя критерий новизны для оценки детской продуктивной деятельности, необходимо учитывать уровни:

Первый уровень: идея составленного текста используется повторно, один к одному с ранее высказанной. Идет повтор только что сделанного другим.

Второй уровень: прототип изменен, но нет качественно новой идеи. Ребенок произвел некоторую модификацию без особого изменения известного.

Третий уровень: прототип изменен так, что появляется качественно новая идея.

Четвертый уровень: совершенно новая идея в созданном тексте.

Правило 5.

Критерий убедительности может быть двух уровней:

1. Вымышленная идея (сюжет, ситуация и т.д.) только фиксируется, но не раскрывается и не обосновывается.

2. Ребенок с достаточной степенью достоверности объясняет, как появился фантастический образ, за счет чего существует и с чем или кем взаимодействует. Идет установка причинно-следственных связей между фантастическим и реальным.

Правило 6.

Критерий гуманности по отношению к любым системам определяется по их спасению, сохранению, обеспечению функционирования. Окончание текста носит жизнеутверждающий, оптимистический характер. Сам рассказ выводит жизненное правило.

Правило 7.

Критерий художественной ценности творческого продукта определяется уровнем использования выразительных средств, доступных дошкольнику. В тексте есть сравнения или метафоры.

Правило 8.

Педагог может учитывать степень выразительности речи ребенка в процессе его рассказа: тембр и темп речи, силу голоса, жесты, мимику и др. средства театральной техники.

Внимание!

Правила оценки уровня творческих работ разноплановые. Тем самым педагогу дается уникальная возможность поощрения практически всех детских рассказов по тому или иному показателю. Как мы знаем, положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к данному виду деятельности.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)