Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Введение

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Решение этой задачи невозможно без расширения словарного запаса, воспитания звуковой культуры речи и формирования грамматического строя, то есть развития всех сторон речи.

Это, так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Проблема организации занятия обучения рассказыванию по картине в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем, своих товарищей. Содержание рассказов практически одинаковое. Варианты бывают в количестве предложений или в их развернутости. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов - повторов (“ну”, “потом”, “вот”... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок САМ НЕ СТРОИТ РАССКАЗ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

Благое намерение педагога ВОСПИТЫВАТЬ ВОЛЮ сводится к замечаниям скучающим детям типа: “Ребята, слушайте внимательно!”, “Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает...” Этого требования хватает на 30-40 секунд. За занятие воспитатель может спросить только 4-6 детей, а остальные при этом являются пассивными слушателями.

По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине, нет. А такой вид работы должен проводится и давать положительные результаты.

На этом основании, позволим себе усомниться в том, что:

1) действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы;

2) нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине;

3) верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов.

Но трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине.

Возникшее противоречие мы попытались решить с помощью методов обучения рассказыванию по картине И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс (11) и методов составления загадок А.А. Нестеренко (13). Данные методики предназначены для работы с детьми младшего школьного возраста.

Нами установлено, что с использованием адаптированных методов развития воображения и элементов теории решения изобретательских задач (автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер), появляется достаточно гарантированный результат: УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ. Это происходит на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к данной речевой деятельности (21).

Эффективность работы с детьми напрямую зависит от способностей самого педагога составлять творческие тексты. Пособие включает в себя технологию обучения студентов созданию речевых продуктов по картине и описание последовательности работы в этом плане с дошкольниками.

Авторы приносят глубокую благодарность И.Н. Мурашковской, А.А. Нестеренко, М.С. Гафитулину, А.А. Гину и Н.Н. Хоменко за идеи, связанные с использованием ТРИЗ в педагогике.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)