|
|||||||
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Технология составления творческих текстов по картинеПриложение № 12. Игры по картине.Эффективным дидактическим средством по работе с картиной могут быть игры: “Да – Нет”, “Аукцион”, “Что с чем связано”. Использование их возможно со средней группы. Время и количество их проведения зависит от возможностей возраста и обучающих целей педагога. 1. Игра “Да-Нет” на загаданный объект, его часть или однородное множество Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам. Материал: картина “Спасаем мяч”. Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект материального мира. Дети задают вопросы сужающие поле поиска. Объект отгадываются и описывается. Игровое правило: - ведущий должен знать алгоритм, по которому задаются вопросы и не позволяет перечислять изображенное на картине; - дети знают, что ведущий на вопросы отвечает только “Да” или “Нет”; - возможен ответ “Не имеет значения” в случае незначительности выясняемого признака; - ответ ведущего “И да, и нет одновременно” показывает наличие противоречивых признаков объекта. Результат: дети усваивают классификационную структуру объектов материального мира, описывают их по выясненным признакам. “Алгоритм поиска признаков объекта материального мира” загаданный объект на картине | | рукотворный мир природный мир \ \ \ - функция объекта неживая природа живая природа (принадлежность к группе) - твердая - микробы - материал - жидкая - грибы - форма - газообразная (ядовит., съедоб.) - размер (вещество, явление) - растения (культ., - цвет дикорастущие) - наличие частей - животный мир (черви, - местонахождение насеком.,ракообразн., - количество объектов пресмык.,рыбы,земнов., - время создания малюски, паукообразные - звук птицы,звери,человек) - вес объекта - запах - вкус Внимание! 1. Принимаются вопросы о времени создания объекта или его возрасте.
Пример №1. Ведущий загадал карман на фартуке Тани. Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить “Да”: - Объект относится к рукотворному миру? - Это относится к одежде? - Это часть одежды? - Это часть одежды Тани? - Основная форма плоская? прямоугольная? - Объект двуцветный? - Это часть фартука? Пример № 2. Загаданы облака на небе. Вопросы, на которые ведущий отвечает утвердительно: - Объект природного мира? - Это относится к неживой природе? - То, что загадано состоит из человечков газа? - Это приносит пользу человеку? (ответ ведущего, в данном случае: “Не имеет значения”). - Загаданное находится в верхней части картины? - Это множество одних и тех же объектов? Пример № 3. Загадана ветка елочки. Вопросы, на которые дети получают утвердительный ответ: - Это природный мир? Живая природа? - Мир растений? Дикорастущее? - То, что загадано относится к деревьям? - Ствол у этого дерева коричневый? - Загадана часть елки? Та, которая над землей? - Объект зеленого цвета? Обязательным условием окончания игры является описание отгадавшим объекта по выясненным признакам. Например, в первом случае ребенок говорит: - Был загадан карман - это часть одежды, который сшит руками человека, состоит из ткани, он плоский и прямоугольный по форме, белого цвета с красной полоской. Карманы люди пришивают для того, что бы платок туда класть. 2. Игра “Аукцион”. Цель: учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие: “целое-часть-подчасть”. Игровое действие: ведущий выбирает какой - либо объект и предлагает детям перечислить составляющие по принципу: главные части - в них подчасти - в подчастях составляющие и т.д. Игровое правило: - ребенок должен назвать некоторое основное составляющее объекта, а в нем - часть по принципу “матрешки”; - ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих не повторяя предыдущих. Результат: дети научаются делить объект на составляющие в неограниченной степени подробности. Например: Одежда мальчика Сережи состоит из шорт, футболки, обуви и носков. Футболка сшита и у нее есть рукава, а они сделаны из ниток. 3. Игра “Что с чем связано”. Цель: учить описывать объект с точки зрения разнообразных связей с окружающим. Игровое действие: выбранный объект представляется как ищущий у кого-либо дружбы или разгадывающий не очень добрые замыслы. Игровое правило: играющий, при обозначении связей данного объекта с каким-либо другим, обязан назвать предполагаемые взаимосвязи с точки зрения “хорошо - плохо”. Результат: ребенок может описать объект с точки зрения разности взаимосвязей с окружающим миром. Например: Выбранный объект: веточка в руках у Сережи. Описание связки веточка и мяч: “Веточка не очень длинная и тонкая, поэтому она мяч никак не может достать. Мячику больно – ветка колет его, но все равно надо потерпеть – ведь без веточки нельзя достать мяч”. Внимание! Педагогу можно устроить конкурс среди детей по поиску связей конкретного объекта с изображенным на картине. Обязательное условие для детей: нашел объект - объясни его связь с рассматриваемым! |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |