Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Приложение № 12. Игры по картине.

Эффективным дидактическим средством по работе с картиной могут быть игры: “Да – Нет”, “Аукцион”, “Что с чем связано”. Использование их возможно со средней группы. Время и количество их проведения зависит от возможностей возраста и обучающих целей педагога.

1. Игра “Да-Нет” на загаданный объект, его часть или однородное множество

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Материал: картина “Спасаем мяч”.

Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект материального мира. Дети задают вопросы сужающие поле поиска. Объект отгадываются и описывается.

Игровое правило:

- ведущий должен знать алгоритм, по которому задаются вопросы и не позволяет перечислять изображенное на картине;

- дети знают, что ведущий на вопросы отвечает только “Да” или “Нет”;

- возможен ответ “Не имеет значения” в случае незначительности выясняемого признака;

- ответ ведущего “И да, и нет одновременно” показывает наличие противоречивых признаков объекта.

Результат: дети усваивают классификационную структуру объектов материального мира, описывают их по выясненным признакам.

“Алгоритм поиска признаков объекта материального мира”

загаданный объект на картине

| |

рукотворный мир природный мир

\ \ \

- функция объекта неживая природа живая природа

(принадлежность к группе) - твердая - микробы

- материал - жидкая - грибы

- форма - газообразная (ядовит., съедоб.)

- размер (вещество, явление) - растения (культ.,

- цвет дикорастущие)

- наличие частей - животный мир (черви,

- местонахождение насеком.,ракообразн.,

- количество объектов пресмык.,рыбы,земнов.,

- время создания малюски, паукообразные

- звук птицы,звери,человек)

- вес объекта

- запах

- вкус

Внимание!

1. Принимаются вопросы о времени создания объекта или его возрасте.
2. Вопросы задаются детьми не в строго указанной последовательности.
3. Необходимо побуждать задавать вопросы о частях объекта и количестве загаданного.

Пример №1. Ведущий загадал карман на фартуке Тани.

Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить “Да”:

- Объект относится к рукотворному миру?

- Это относится к одежде?

- Это часть одежды?

- Это часть одежды Тани?

- Основная форма плоская? прямоугольная?

- Объект двуцветный?

- Это часть фартука?

Пример № 2. Загаданы облака на небе.

Вопросы, на которые ведущий отвечает утвердительно:

- Объект природного мира?

- Это относится к неживой природе?

- То, что загадано состоит из человечков газа?

- Это приносит пользу человеку? (ответ ведущего, в данном случае: “Не имеет значения”).

- Загаданное находится в верхней части картины?

- Это множество одних и тех же объектов?

Пример № 3. Загадана ветка елочки.

Вопросы, на которые дети получают утвердительный ответ:

- Это природный мир? Живая природа?

- Мир растений? Дикорастущее?

- То, что загадано относится к деревьям?

- Ствол у этого дерева коричневый?

- Загадана часть елки? Та, которая над землей?

- Объект зеленого цвета?

Обязательным условием окончания игры является описание отгадавшим объекта по выясненным признакам.

Например, в первом случае ребенок говорит:

- Был загадан карман - это часть одежды, который сшит руками человека, состоит из ткани, он плоский и прямоугольный по форме, белого цвета с красной полоской. Карманы люди пришивают для того, что бы платок туда класть.

2. Игра “Аукцион”.

Цель: учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие: “целое-часть-подчасть”.

Игровое действие: ведущий выбирает какой - либо объект и предлагает детям перечислить составляющие по принципу: главные части - в них подчасти - в подчастях составляющие и т.д.

Игровое правило:

- ребенок должен назвать некоторое основное составляющее объекта, а в нем - часть по принципу “матрешки”;

- ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих не повторяя предыдущих.

Результат: дети научаются делить объект на составляющие в неограниченной степени подробности.

Например:

Одежда мальчика Сережи состоит из шорт, футболки, обуви и носков. Футболка сшита и у нее есть рукава, а они сделаны из ниток.

3. Игра “Что с чем связано”.

Цель: учить описывать объект с точки зрения разнообразных связей с окружающим.

Игровое действие: выбранный объект представляется как ищущий у кого-либо дружбы или разгадывающий не очень добрые замыслы.

Игровое правило: играющий, при обозначении связей данного объекта с каким-либо другим, обязан назвать предполагаемые взаимосвязи с точки зрения “хорошо - плохо”.

Результат: ребенок может описать объект с точки зрения разности взаимосвязей с окружающим миром.

Например:

Выбранный объект: веточка в руках у Сережи.

Описание связки веточка и мяч: “Веточка не очень длинная и тонкая, поэтому она мяч никак не может достать. Мячику больно – ветка колет его, но все равно надо потерпеть – ведь без веточки нельзя достать мяч”.

Внимание!

Педагогу можно устроить конкурс среди детей по поиску связей конкретного объекта с изображенным на картине. Обязательное условие для детей: нашел объект - объясни его связь с рассматриваемым!

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)