Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Применение ТРИЗ для решения творческих задач

Основные принципы и положения ТРИЗ

1.Жизнь на земле - высшая общественная ценность и мера всех вещей.

2. Начало всему - сильная идея. "Сначала было слово" (от греческого "логос" - слово, высказывание, суждение, основание, первостихия), то есть, сначала ИДЕЯ, а потом всё остальное. Не без оснований и нынче говорят, что богатство начинается с богатой идеи.

3. Идеология ТРИЗ - "Радость в жизни возможна, каждый день может и должен быть счастливым". Для этого надо: хорошо знать себя, много думать, много учиться и много работать! Учиться, кстати, тоже можно и надо с удовольствием и с радостью! В целом мировоззрение ТРИЗ - это активная оптимистическая жизненная позиция и четкое знание ответов на вопросы: "Что я хочу?", "Кто я есть?", "Что надо делать?" (Один из хороших ответов - ДУМАТЬ), "Зачем это делать?" (Это важнейший целевой вопрос), "КАК ДЕЛАТЬ?" (Это методический, ТРИЗовский вопрос). Из чего делать? (Ресурсный вопрос).

ТРИЗ не приемлет распространенный Российский менталитет: "авось", "небо в алмазах, но завтра", "бунт на кухне", "все плохо и ничего изменить нельзя", "а что я могу сделать?"...

ТРИЗ утверждает:
 
Если условия задачи не противоречат законам природы, то задача имеет решение.

Развитие технических и нетехнических систем подчиняется объективным законам. 

4. Поскольку ТРИЗ основана на идеях и законах диалектики и логики, системного подхода и функционального анализа, на законах развития систем и законах психологии, то можно назвать ее законопослушным учением.

5. ТРИЗ - весьма сильный инструмент решения задач еще и потому, что она вобрала мудрость и опыт человечества. Как говорят, "встала на плечи великих". Для создания ТРИЗ проанализировано сотни тысяч патентов и описаний изобретений.

6. ТРИЗ ориентирует общество на творчество. А это дает большие гарантии облагородить общество и вселяет надежду на возможность разумного решения глобальных экологических проблем на Земле.

7. ТРИЗ предполагает сознательный уход от стереотипов мышления и предлагает приёмы "расчистки плацдармов" для нестандартных идей.

Для решения сложных творческих задач в ТРИЗ есть специальный Алгоритм Решения Изобретательных Задач (АРИЗ), который включает 40 шагов, десятки правил, приёмов и способов разрешения противоречий. Алгоритм довольно сложен, но зато весьма эффективен! Существуют и более простые алгоритмы, один из возможных предлагает автор.

8. Можно хорошо решать задачи и не зная, как протекают мыслительные процессы в мозгу, но нельзя хорошо решать задачи, не зная систему, которую улучшаешь. Поэтому ТРИЗ большое значение придает изучению условий задачи, изучению улучшаемой системы и анализу развития систем.

9. Принцип "И-И": "Тризовское" решение проблем - это решение, когда становится предельно хорошо ВСЕМ участникам проблемы (и этому хорошо, и этому хорошо, и этому хорошо...). Это очень существенный принцип ТРИЗ. Это принцип наращивания добра. Это принцип "улучшать, не ухудшая". (Один остроумный тризовец в шутку сказал - "ТРИЗ, как курчонок с дюжиной лапок, каждому по лапке и все довольны").

Принцип "И-И" близок понятиям идеальности и многофункциональности: например, надо быть И здоровым, И счастливым, И смелым, И любимым, И умным, И учеником умного...

При ТРИЗовском мышлении должны работать И левое, И правое полушария, И память, И внимание, И воображение, И воля...

10. Принцип "САМ". Идеально, когда задача решается САМА, "без ничего". К этому надо стремиться. Человек сам должен знать, кто он такой и что ему надо. Сам и всегда должен выполнять законы чести. Сам должен уметь себе помочь, сам должен о себе беспокоиться, сам должен себя охранять. Сам должен принимать решения. Сам должен увидеть, сам открыть, сам прочувствовать, сам догадаться, сам решить, сам выбрать, сам сделать... (Отметим в скобках, что это актуальнейший в наше время принцип, когда нельзя надеяться на государство, а только на себя).

В педагогике принцип “Сам” крайне важен. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики.

Принцип САМ применяется не только в ТРИЗ, он имеет широкое общефилософское звучание.

Прогресс не остановить, рост народонаселения тоже не остановить, а загрязнение планеты остановить надо! Лев Николаевич Толстой предложил универсальный, абсолютно дешевый способ – самоограничение. В соответствии с ранее приведенным положением ТРИЗ о том, что если условие задачи не противоречит законам природы, то решение задачи возможно, и предложение Льва Николаевича не выглядит таким уж Дон-Кихотским. Духовное и Нравственное совершенствование человечества – жизненно важная необходимость и для развития и для выживания человечества.

Человечество много веков тому назад выработало незыблемые моральные ценности: любовь, честь, справедливость, бескорыстие, достоинство. Проблема духовного очищения – одна из самых важных, если вообще не самая важная и не самая сложная проблема человечества. И в этой связи принцип самосовершенствования является актуальным. Во многих странах существуют организации, участвующие в международном движении “За моральное перевооружение”. В православии высшая цель покаяния - не избавление от грехов, а САМОизменение!

11. ТРИЗ дает ответы, как приблизиться к идеалу.

12. ТРИЗ учит не только хорошо и стабильно решать уже возникшие задачи, но и прогнозировать появление новых задач, чтобы не допускать их появления или решать проблемы на "ранних подступах". Тризовцы в шутку говорят, что лучшее решение - это когда проблема не возникла. Здесь уместно вспомнить, чем отличается умный человек от мудрого: "Умный знает, как выбраться из затруднительной ситуации, а мудрый знает, как в нее не попасть".

13. Любую систему можно улучшить. Пределов улучшения нет. Но для улучшения системы нужно найти ресурс. Для этого надо хорошо знать систему. Самый сильный ресурс для решения задачи, как правило, в той части задачи, которую надо улучшать. Самые сильные решения дает объединение ресурсов нескольких частей системы. Например, учеников, учителей, родителей, государства. Для реализации многих "И", особенно одновременно, требуется большой ресурс. А что делать, если не хватает ресурса? Следует решать задачу по преобразованию имеющихся ресурсов или по созданию нового ресурса.

14. Воображение и фантазия - основа всякой творческой деятельности. С их развития обычно начинают учить ТРИЗ и детей и взрослых.

15. ТРИЗ учит: "Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда".

16. Сверхэффекты ТРИЗа:

- Приятное чувство своей силы и уверенности, что решишь практически любую задачу.

- Привлекательность для окружающих, которая вытекает из острого ума, находчивости, успеха.

- Зная ТРИЗовские приемы решения задач, даже при скромных способностях можно решать очень сложные задачи.

Любопытное наблюдение: в СИЛЬНЫХ решениях в любой области жизни и знания можно найти приёмы ТРИЗ, а во всех СЛАБЫХ решениях можно найти нарушения правил ТРИЗ.

ТРИЗ можно изучать в любом возрасте, но особенно эффективно начинать изучение ТРИЗ в самом раннем детстве, с трех-пяти лет и "оставаться в ТРИЗ" всю жизнь.

Для обучения детей ТРИЗ есть специальные методики.

Чтобы овладеть тризовским мышлением требуется САМОСТОЯТЕЛЬНО решить много задач.

ТРИЗ еще очень молодая наука. В последние годы бурно развивается ТРИЗ-педагогика и ТРИЗ-бизнес. Ищущим, куда приложить свою энергию и талант, советую серьезно заняться ТРИЗ. Это еще не занятая ниша в науке.

Краткий алгоритм решения творческих задач
  1. Точно понять задачу.
  2. Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат.
  3. Составить модель задачи.
  4. Поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи.
  5. Применить приемы разрешения противоречий.
  6. Сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений).
  7. Выбрать самое сильное решение.
  8. Проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, чему меня научила эта задача.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)