Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Ресурс, или без чего не решить ни одной задачи

Что такое ресурс?

Приведем две ситуации, поясняющие смысл и важность ресурса - скрытых запасов или свойств, необходимых для успешного решения задач.

1. Два охотника пошли в лес охотиться на медведя. Встретили медведя. Старый охотник ранил медведя в лапу. Медведь бросился на охотников. Охотники побежали к деревне. Вдруг молодой охотник обернулся, выстрелил и убил медведя. Спрашивается, за что старый охотник стал ругать молодого? За то, что он не дал медведю добежать до деревни. Теперь медведя придется доставлять в деревню на телеге. Ресурс медведя не был использован полностью.

Пусть бы медведь добежал до деревни! Теперь же придется его тащить!

2. Весной 1928 года дирижабль "Италия" с 16 пассажирами на борту потерпел аварию на обратном пути от Северного полюса к Шпицбергену. Поисковые самолеты не могли обнаружить людей во льдах. Догадка механика спасла оставшихся в живых восьмерых людей. Из фольговой обертки шоколада он сделал зеркальце и просигналил в глаза летчику самолета солнечным "зайчиком". Согласитесь - это блестящая находка блестящего ресурса для решения проблемы "жить- не жить"!

Запас средств, веществ, полей, энергии, денег, оборудования, времени, информации, сил, свойств, эффектов и вообще любых возможностей для реализации сильного решения в ТРИЗ называют РЕСУРСОМ (см. также здесь).

Сильными ресурсами для решения задач следует считать хорошие идеи, время и деньги. Если есть неограниченное количество времени и денег, то можно решить практически любую задачу, если, конечно, условия этой задачи корректны и не противоречат законам природы. Очень важным ресурсом являются волевые качества самого решателя, его вера в себя, его знания, опыт и умение решать задачи. Точно сформулированные противоречие и идеальное конечное решение (ИКР) тоже можно рассматривать как ресурс. Самый дешевый ресурс (даровые блага) - это воздух, вода океанов, гравитационное поле, солнечная энергия, дожди, отходы... Самый дорогой ресурс - это время, так как оно безвозвратно! Кстати, лень - это растрата самого дорогого ресурса.

Ресурс, конечно, ограничен, (объём благ обычно меньше потребностей людей) поэтому и ИКР невозможно. К несчастью, бывает так, что мы "топчем" ресурс, его просто не видим. Когда говорят: "Нет ресурса", чаще оказывается, что он просто не найден. "Сидя на ресурсе" можно быть бедным и несчастным. Природа кричит: "Человек! У меня нет от тебя секретов! Изучай меня, думай, люби меня и я дам тебе все, что нужно для счастья и для решения любой твоей проблемы". А мы этого не видим.

Мы часто ругаем себя за то, что СДЕЛАЛИ что-то и стало плохо, но мало ругаем себя за то, что НЕ СДЕЛАЛИ что-то, а могли бы сделать (по терминологии ТРИЗ - упустили ресурс) и было бы хорошо. Почему, кстати, социальные проблемы самые трудные? Потому что катастрофически не хватает дефицитнейших ресурсов: духовности, нравственности, компетентности и отваги, чтобы защитить добро. Не воспользоваться ресурсом значит пройти мимо хорошего решения. Приведу несколько примеров удачно найденного ресурса.

Владимир Алексеевич Гиляровский вынужден был работать на заводе, где из очень вредной окиси свинца делали белила. Хотя работали три часа утром и три часа вечером, и хорошо кормили и платили, и каждый день давали стакан водки, через три месяца люди заболевали и часто умирали. А Гиляровский проработал почти год в самом вредном помещении - в "кубовой" - оказался более окрепшим, чем был, когда нанимался. Какой он нашел ресурс?

Проветривал помещение, дышал через мокрую тряпку, много ел, сразу после работы на улице колол дрова до пота, пил вместо водки молоко.

Хороший ресурс не просто найти. Решатель задач должен обладать знаниями, опытом, проницательностью, упорством.

Вспомните рассказ о том, как мужик искал работящую невесту для своего сына. Нагрузил телегу слив и поехал менять их на мусор. Ему приносили, кто ведро мусора, кто подол, кто мешок... А одна девушка принесла мусор в ладошке и сказала: "В своем доме ничего не нашла. Я больной соседке помогаю, в её доме нашла". Хорошую невесту нашел мужик своему сыну?

Ресурс не вечен. Ресурс устаревает и исчезает. Ресурсом может воспользоваться другой, в частности, Ваш враг, поэтому не медли, не трусь и не ленись, если хочешь победить.

Можно сделать такое утверждение - если кто-то получил сильное решение или победил, это значит, что он нашел хороший ресурс. И наоборот, проиграл, значит не нашел нужный для победы ресурс. Если мы не видим ресурса, задача нам кажется трудной.

Нет ресурса - нет процесса. Лесной пожар кончается либо когда гореть нечему, либо когда нет возможности идти реакции горения (кислорода не хватает...).

Лакомым ресурсом для бесчестных людей является человеческая глупость, простоватость, доверчивость, незнание... Вот примеры.

  • Через газету дается объявление, в котором авторы гарантируют(!): полным - похудеть, больным - вылечиться, алкоголикам - перестать пить, страдающим от бессонницы - крепко спать, дуракам - поумнеть и т.п.
  • За рецепт, инструкцию или методику просят прислать маленькую сумму денег, обратный адрес и ждать ответ или вызов. Ответа, конечно, нет. Вот пример объявления: "Милые дамы! Проводится конкурс: - за лучшую форму губ... миллион! Вышлите оттиск ваших губ и 5 руб." К чести мошенников, последнюю гарантию (ждать ответ), они, конечно, выполнили.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, проблема поиска ресурса стоит особенно остро. Чтобы выжить, нужен ресурс, а его всегда мало. Во многих школах мира преподается очень полезный предмет – ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА. Он построен на анализе потребностей семьи, анализе ресурсов семьи и их правильном распределении.

Приведу любопытный пример найденного ресурса. Для исследования поглощения золотом нейтронов физики Плачек и Фриш выпросили у Бора свои золотые Нобелевские медали, которые они дали ему на хранение, чтобы медали не попали в руки нацистов.

Если ресурса много, то нет противоречий, если ресурса мало - есть противоречия. Например, два человека ужасно хотят пить. Нет проблем, если рядом ручей с чистой водой и есть проблема, если воды полстакана.

Когда мы начинаем искать ресурс? Когда появляется проблема, желание, задача или требование.

Где и как искать ресурс?

Один профессор изучал мышление обезьян. Он положил банан в ящик, а перед дверцей ящика зажег огонь и поставил рядом бачок с водой и кружку. Обезьяна брала кружку, черпала воду, гасила огонь и доставала банан. Тогда он перенес ящик на остров, соединяющийся с берегом доской, а бочек оставил на берегу. Обезьяна бегала на берег за водой, но не догадывалась зачерпнуть воду из озера. Инерция мышления и незнание законов не позволяли ей увидеть ресурс перед своим носом.

Другой профессор тоже изучал мышление обезьян. Он подвесил банан и стал вносить ящики. Обезьяна сидела в углу и внимательно наблюдала за профессором. Когда профессор пошел за вторым ящиком и проходил под бананом, обезьяна прыгнула ему на плечи и схватила банан. Нашла ресурс!

Итак, главные качества ресурса: чтобы он обеспечил сильное решение задачи, чтобы его было достаточно и чтобы он был дешев.

Где же взять такой ресурс?

Ресурс надо искать везде - в тех частях системы, где возникло противоречие, в надсистемах, в соседних системах, в окружающей среде, во взаимодействиях, короче, везде "на что падает наш взгляд и что слышит ухо".

Как не покажется странным, но часто самый действенный ресурс можно найти именно в той части задачи, которую мы хотим улучшить, которая доставляет больше всего неприятностей (!), которая явилась ПРИЧИНОЙ появления задачи.

Приведенные ниже примеры будут тому доказательством.

  1. Рыбаки знают, что сытая рыба не клюет. А можно ли заставить сытую рыбу клевать? Ищем ресурс в самой рыбе. Хищные рыбы - это санитары водоемов. Придумали очень "уловистую" блесну имитирующую поведение умирающей, больной рыбки. Врожденный инстинкт хищников (их назначение) срабатывает безотказно. Нашли-таки ресурс в самой рыбе.
  2. Чтобы понравиться женщине - говорите с ней о ней самой.
  3. 3. Как сделать самозакрывающуюся дверь без помощи пружины?
    а) Петли смещают от вертикали так, что при открывании дверь запасает потенциальную энергию гравитационного поля, а потом отдает энергию и сама закрывается.
    б) Другой способ заключается в том, что на петлях делают скосы, с помощью которых, при открывании дверь по этим скосам приподнимается, а потом опускается, возвращаясь на старое место. Ресурс нашли в элементе двери.
  4. Можно ли так разрезать тетрадный лист бумаги, чтобы получилось кольцо, сквозь которое свободно прошел бы взрослый человек? Можно. Ресурс - в траектории реза и ширине отрезаемой полоски.

А что делать, если не удалось найти ресурс? Ничего утешительного сказать нельзя. Задача не будет решена, процесс пойдет неконтролируемо, противоречие перерастет в проблему, а проблема в катастрофу. Поэтому поучимся искать ресурс.

Алгоритм проведения ресурсного анализа

После того, как сформулировали задачу, противоречие и идеальное конечное решение (ИКР), надо вернуться "на землю" и позаботиться о РЕСУРСЕ.

Для этого надо четко определить, не нарушают ли условия задачи законы природы? То есть определить, имеет ли задача решение. Если имеет, тогда ответить на следующие вопросы:

  1. Какова модель задачи? Какие части (элементы) участвуют в задаче? Какие из этих частей являются важнейшими? (Важнейшими являются те части, без которых задача "рассыпается", их обязательно надо включить в модель задачи.)
  2. Какие имеются существенные связи между этими частями? . Какими законами определяется взаимодействие частей?
  3. Какими свойствами обладают эти части и связи между ними? Это их потенциальный ресурс.
  4. Какую часть надо улучшать? В первую очередь попробуйте найти ресурс в этой части, а потом во всех остальных. Ответьте на вопросы: что надо сделать с этой частью (этими частями), какой должна быть эта часть, чтобы задача была решена?
  5. Какие части задачи можно менять? Что в них можно менять? Какие части нельзя менять? В этих частях сложнее найти ресурс. Как надо изменить эти части, чтобы задача была решена?
  6. Какие вещества и поля окружают систему? С чем взаимодействует объект? Нет ли подходящего ресурса в них?
  7. Переберите все виды ресурсов для каждой части задачи (размер, вес, форма, местоположение, материал, физические и химические свойства...). Есть большая вероятность, что Вам повезет и Вы найдете ресурс. Эффективно искать ресурс одновременно с попытками использовать приёмы для устранения противоречий. (Смотри главу о приемах).
  8. Попробуйте использовать комбинацию ресурсов (И. Викентьев).
  9. Сначала надо использовать имеющийся ресурс. Если ресурс не найден, надо его создать.
  10. Очень сильный приём: сформулировать требования к ресурсу, который необходимы для решения задачи.

Отметим, что для реализации ТРИЗовской многофункциональной идеологии "И-И", нужен ресурс больший, чем для реализации идеологии "ИЛИ-ИЛИ".

У ресурса есть и отрицательные качества. Хороший ресурс трудно найти и его всегда не хватает. Ресурс устаревает, поэтому, кстати, рекомендуют выбирать решения не ниже мирового уровня, и не на мировом уровне, а только выше мирового уровня. Иначе не будет "прочности".

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кукалев С.В. Программа курса РАТА (Развитие таланта).

  2. Певзнер Л.Х., Рыбникова Т.А. Азбука изобретательства. Екатеринбург. Средне-Уральское издательство. 1992.

  3. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.. Детская литература. 1989
  4. .

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)