|
|||||||||
Идеальный конечный результат - ИКРВсе хотят иметь автомобиль. А зачем? Чтобы ездить! Ведь автомобиль – это транспортное средство, и его существование и развитие с самого момента его возникновения определялось только одной целью: лично мне, его владельцу, надо быстрее. А во что обществу обходится автомобиль? Ответ на этот вопрос насколько непрост, настолько и важен. На заре автомобилизма шла бешеная борьба за наращивание скорости автомобиля. Сразу возникла проблема устойчивости на дороге, особенно на поворотах. Машина становилась ниже, длиннее, шире. Тяжелее становилась несущая часть – рама, основание кузова. Чтобы быстрее трогаться с места и разгоняться, требовался все более мощный двигатель – и усиливается ходовая часть: коробка скоростей, карданная передача, ведущие колеса. Растут требования к надежности тормозов – и механический привод заменяется гидравлическим, а затем пневматическим. Появляется компрессор, а с ним целая пневмосистема… Улучшается подвеска – рессоры, амортизаторы, стабилизаторы уровня. Для обеспечения безопасности пассажиров при столкновении кузов делают из металла большей толщины. Опять растет вес, габариты… И все это, чтобы перевезти одного-двух, максимум 7-8 человек! Это только кажется, что автомобиль стоит на четырех колесах. На самом деле – это спрут с сотнями тысяч рук. В США, например, на него прямо или косвенно работает каждый шестой рабочий. Считайте сами: ежегодно выпускается примерно 10 миллионов автомобилей. В них используются сотни видов черных и цветных металлов, неметаллические материалы (пластмассы, кожа, ткани и т.д.), радиотехника, лаки, краски, стекло, резина, горючее, смазки… Производство всего этого не проходит бесследно для окружающей среды, порождает массу экологических проблем. Конструкторские бюро, лаборатории, испытательные стенды и полигоны. Автоматические линии и роботы для изготовления тысяч деталей ежесекундно. Километровые конвейеры для сборки. ЭВМ и компьютеры для станков с ЧПУ, для планирования, сбора и анализа информации… Еще? Пожалуйста! Нужны дороги. В США сейчас дороги занимают около 10% площади страны. Для их строительства и поддержания в порядке требуется огромный парк специальных машин, умеющих добывать материалы, насыпать их, скреплять, покрывать асфальтом и бетоном, наносить линии разметки… Автомобиль, как любая машина, иногда ломается. Нужно оборудование и инструменты для ремонта. Тысячи и тысячи авторемонтных мастерских. Автозаправочные станции, нефтедобывающие предприятия и нефтеперерабатывающие заводы, сеть трубопроводов и гигантские нефтяные танкеры. И опять же экологические проблемы. Автомобиль надо где-то хранить. И огромные площади территории городов отводятся под гаражные комплексы. Нужно поддерживать порядок на дорогах, и создается специальная общегосударственная служба ГИБДД. На дорогах случаются аварии, гибнут или калечатся люди. Значит, нужны лекарства, аптечки, станции скорой помощи, больницы и санатории. И похоронные команды… И так далее и тому подобное. Недешев, однако, автомобиль, очень недешев! Любая система, будь то автомобиль или рыболовная удочка, создается и существует не ради себя самой, а ради выполнения ею какой-то полезной для человека функции. Так, основная полезная функция автомобиля - перемещать людей и грузы с места на место. Собственно говоря, человеку нужна именно эта функция, а вовсе не та система, которая эту функцию выполняет, порождая при этом гору всяких проблем. С этой точки зрения в ТРИЗ существует понятие идеальной системы:
Близкое к идеальному транспортное средство было, кстати, у пушкинской Бабы-Яги: ее ступа двигалась “сама собой”. Но сама ступа-то все-таки была, в нее надо было залезать, из нее надо было вылезать, поэтому это транспортное средство не стопроцентно идеальное. Полностью идеальный вариант автомобиля выглядит так: машины нет вообще, но Вы в нужное время прибываете в заданную точку. И удочка Вам не нужна. Вам нужна выполняемая ею функция. А в чем ее основная функция? Забрасывать червяка, подцеплять и выдергивать рыбу, которая этого червяка проглотит. Над вопросом “идеальной рыбы” подумайте сами. Только не считайте, что такая рыба должна сама снять с себя чешую, выпотрошиться и нырнуть в котелок с ухой. Ведь в идеальной ухе рыбы быть не должно, но запах ее, вкус и питательная ценность быть должны. Из всего этого следует одно практически очень важное положение:
В ТРИЗ выявлены и другие законы развития систем (ЗРС), но этот закон – закон увеличения степени идеальности систем – является, пожалуй, самым главным среди них. При решении конкретных изобретательских задач этот закон позволяет отказаться от многих пустых проб и сразу сформулировать идеальный ответ задачи – идеальный конечный результат (ИКР). Как в случае с червяком. Идеальный червяк сам попадает в воду, сам там держится и сам извлекает съевшую его рыбу из воды. Иногда этого достаточно, чтобы решить задачу. Конечно, получить ИКР в чистом виде в большинстве случаев не удается. Смысл здесь несколько иной. Постановка ИКР позволяет сразу выбрать правильное направление работы, сузить зону поиска и сконцентрировать усилия на поиске сильных решений задачи. Проиллюстрируем действие закона увеличения степени идеальности на примере технической системы. Серийный автомобиль “Нива” весит 1150 кг и имеет двигатель мощностью 53 квт (около 70 л.с.). Для участия в международных автогонках “Ниву” модернизировали: установили форсированный двигатель, который развивал мощность до 200 л.с., а вес всего автомобиля снизили до 700 кг. Цифры абсолютного (арифметического) изменения обычно говорят мало: было – стало. Гораздо больше говорят показатели относительные. Раньше каждая лошадиная сила двигателя везла 1150 кг : 70 л.с. = 13, 5 кг/л.с. Теперь каждая “лошадь” везет всего 700 кг : 200 л.с. = 3,5 кг/л.с. Почти в четыре раза меньше! |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |