Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Изобретательские ресурсы

Задача 1. Идет цирковое представление. Оркестр смолк. На арене – смертельный трюк: голова укротителя в пасти огромного льва. Почему лев не откусит укротителю голову? Этот вопрос задавался школьникам, студентам, инженерам. Как ответите на него Вы?

Почти все опрошенные отвечали примерно так:

  • лев сыт и воспитан;
  • лев сонный из-за воздействия лекарств или радиоуправляем (!);
  • на шею дрессировщика надет бронированный ошейник, выкрашенный под цвет кожи;
  • дрессировщик незаметно вставляет в пасть льва распорку…

А на самом деле изобретательный артист просто навернул губы льва на его же зубы – теперь хищник (как бы он того ни хотел!) не сомкнет челюстей, так как тогда ему придется прокусить собственные губы!

Мастерство изобретателя состоит не только (и не столько!) в умении пользоваться чудесами современной техники, но и в умении распорядиться тем, что уже дано по условиям задачи – ресурсами.
 

Поэтому запомним правило:
При решении изобретательской задачи найди (преобразуй) ресурсы и вводи минимум новых деталей (вспомним ненужные радиоуправление, распорку и ошейник).

Можно ли нарушить правило и не использовать ресурсы? Поступать так, “как хочется”?

Попробуйте, скажем, научить вороненка вращать на своем клюве мяч, а морского льва листать страницы книги… Не выйдет.

Воспользуемся умениями (ресурсами) этих животных.

Что умеет хорошо делать вороненок? Он хорошо умеет (и очень хочет!) склевывать зерна. Если мы положим зернышки между страницами книги, он будет искать их, а у зрителей сложится иллюзия “чтения” книги.

А какой морской лев жонглер мячом, знают все.

Итак, будем называть то, что дано по условию задачи, ресурсами. В приведенных примерах это были: губы льва, способности (умения) вороненка и морского льва.

В технических задачах встречаются ресурсы полей (энергии), веществ, геометрической формы, времени и пространства.

Задача 2. Когда схватили французского пирата Сюркуфа, и он предстал перед королевским судом, то на вопросы о месте нахождении награбленных им сокровищ пират упорно отвечал, что всегда возил их с собой. Ему не поверили, решив, что сокровища, конечно же упрятаны на каком-нибудь далеком острове. А как Вы думаете, где находились сокровища пирата Сюркуфа?

Когда Сюркуф решал свою задачу, где ему хранить сокровища, он воспользовался правилом ресурсов. Он не стал громоздить одну сложность на другую: не искал неизвестную пещеру, не рыл глубокий колодец и даже не присматривал в океане остров поукромнее. Он просто преобразовал то, что ему уже было дано.

А что ему было дано? Его пиратский корабль и все, что есть на нем. И совершенно зря судьи не поверили Сюркуфу, ибо пират говорил чистую правду.

Уже в наше время обнаружили, что якорь корабля Сюркуфа был отлит из сплава золота и серебра! Смелое решение.


Да нет у меня денег!!!

Впрочем, Сюркуф был не первым, кто воспользовался подобным приемом.

В древней Греции, в храме Парфенон, гигантская статуя богини Афины была покрыта золотом и слоновой костью. Она служила жрецам и одновременно была “золотым фондом” государства.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)