|
|||||||||
Упрощенный Алгоритм Решения Творческих Задач на основе ТРИЗАЛГОРИТМ - это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности получить результат, определяемый целью и исходными данными. (Вместо слова "алгоритм", можно использовать слова: программа, последовательность выполнения, шаги, предписание). Классический алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), предложенный Г. Альтшуллером, предназначен для инженеров, знакомых с общими идеями ТРИЗ (80 часовой курс) и не пригоден для детей начальных классов в силу свой трудности и необходимости знать хотя бы основные законы физики. Но для старшеклассников он вполне доступен. Известны случаи, когда школьники делали вполне взрослые изобретения и получали авторские свидетельства. АРИЗ включает 9 крупных частей, 40 шагов, 44 примечания и 11 правил. Это действительно могучий многократно опробованный инструмент для решения технических задач любой сложности. Ниже приведен Упрощенный Алгоритм Решения Творческих Задач, включивший основные шаги АРИЗ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: для решения задач по алгоритму нужно терпение. 1. Понять задачу и настроиться на ее решение, "встать в охотничью стойку". Воспроизвести задачу своими словами. Сделать рисунок (подключить образное мышление). Определить тип задачи - логическая, творческая, множественная... 2. Попробовать решить задачу традиционными методами: Методом Проб и Ошибок, по здравому смыслу (по логике), по частям, по аналогу (не решал ли я подобной задачи?), по ассоциации, методом поиска компромисса, путем экспертных оценок (посоветоваться с мудрым доброжелательным человеком)... 3. Если задача творческая и сложная и ее не удалось решить традиционными методами, тогда используйте следующие шаги:
4. Определите СИЛУ и НРАВСТВЕННОСТЬ полученных решений и выберите наилучшее решение для данных конкретных условий по заданным критериям. Что делать после решения задачи? 5. Проведите анализ ХОДА решения. Ответьте на следующие вопросы:
6. Проведите анализ ПРИЧИН появления решенной Вами проблемы.
7. Определите ВОЗМОЖНОСТЬ появления подобных задач в будущем. Смените неизвестность на полную известность. Говорят, от неизвестности можно умереть. ТРИЗовцу, конечно, это не грозит, как и любому, кто не ленится думать.
8. Что надо сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало? Продумайте и примите ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ, исключающие появление подобных проблем в ближайшем и отдаленном будущем. 9. Сделайте ЗАПИСЬ в Личной Картотеке Сильных Решений (если таковую Вы ведете) о приобретенном опыте (положительном и отрицательном), чтобы в будущем подобные задачи уже решать просто "по аналогу". После того, как получено окончательное решение (идея) и сделан анализ задачи, то, если решенная задача не учебная (то есть не требующая внедрения), надо позаботиться о ВНЕДРЕНИИ решения. Сначала надо подготовиться, потом внедрить (реализовать идею) и проанализировать фактические результаты (обратная связь). На основе анализа фактических результатов от реализации решения проведите ВТОРИЧНЫЙ, окончательный анализ правильности Вашего решения. Ибо только практика самый надежный критерий истины. Если этот алгоритм показался Вам громоздким, для малозначимых задач ограничьтесь первыми четырьмя шагами. Эффективной формой развития ТРИЗовского мышления является регулярное решение задач с детьми по приведенному алгоритму. ЛИТЕРАТУРА 1. Альтшуллер Г.С. АРИЗ - значит победа. В книге: Правила игры без правил. Петрозаводск. Карелия. 1989. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |