Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части
Упражнения для развития функционального мышления у детей

Контрольные ответы:

Ответы к упражнению 1:

  • Окно – светилка и смотрелка…
  • Зубы – жевалка…
  • Телефон - слушалка, говорилка и передавалка…
  • Электролампа – светилка...

Ответы к упражнению 2:

  • Смотрелки – бинокль, телескоп, лупа…
  • Писалки – (в задании не уточнено, на чем писать, поэтому ответов огромное количество): карандаш, кисточка, фломастер, ручка, грифель, уголь… - это обычные ответы, а вот необычные: самолеты пишут выхлопными газами на небе, цветным льдом на катке, татуировка на человеческой коже, лучом прожектора на облаке, цветами на газоне…
  • Горелки – костер, свеча, пожар, спичка…
  • Варилка – кастрюля, живот, кофейник…
  • Носилка – нос и уши для очков, голова для шляпы, руки для перчаток, носилки, сапоги…
  • Трубилка – 20 лет трубил в канцелярии, альт,…
  • Гладилка – мастерок у штукатура, рука на кошке…
  • Держалка – наручники, скрепка, тюрьма, сейф…
  • Понималка – голова…
  • Возилка – телега, велосипед, поезд…

Ответы к упражнению 3:

  • Телевизор - показывать изображения и сопровождать их звуками.
  • Часы - хранить и показывать точное время.
  • Книга - хранить знания.
  • Печатающая машинка - печатать знаки на бумаге.
  • Нож - резать предметы.
  • Каша - служить пищей, утолять голод.

Ответы к упражнению 4:

  • Молоть зерна – мельница, кофемолка.

Ответы к упражнению 7:

  1. В бочке, в ванне, в корыте, на надутой автокамере, можно “плыть” на экзамене.
  2. В шапке, в рубашке, в бересте, в руках, а лучше всего - в животе.
  3. Кирпичом на асфальте, щепкой на песке, мокрой тряпкой на доске, пальцем на запотевшем стекле, сметаной на столе, мылом на сухом стекле, ягодой на скатерти...
  4. Держать руки в карманах, под мышками, в рукаве, обернуть руки шарфом или платком, все время растирать руки (не снегом!), быстро идти домой.

Ответы к упражнению 8:

1. Из бумаги можно сделать кроме книг, газет, тетрадей, конвертов, обоев, еще:

  • тарелки одноразовые,
  • салфетки,
  • скатерти,
  • порох,
  • промокашку,
  • кальку…

2. Из картошки:

  • драчену,
  • крахмал…

3. Из скрепок:

  • отвес,
  • выложить буквы,
  • цепочку…

4. Из пуговиц:

  • коллекцию,
  • жужжалку,
  • шашки,
  • фишки…

5. Из воды:

  • фонтан,
  • клизму,
  • кофе,
  • суп…

Ответы к упражнению 9:

Гвоздем, кроме главной функции – “скреплять предметы”, можно:

  • царапать,
  • проколоть дырку,
  • использовать как вешалку,
  • быть осью,
  • сделать кольцо,
  • сделать опилки,
  • определить силу магнита…
Консервная банка, кроме хранения продуктов от порчи, может быть использована как:
  • горшочек для цветов,
  • мерка для сыпучих тел,
  • пепельница,
  • колокольчик,
  • для раскатывания глины…
Зеркало, кроме главной функции “получать отражения”, дает следующие непредусмотренные функции:
  • пускать солнечные зайчики,
  • определить, дышит ли человек,
  • разбить и осколком перезать веревку,
  • закрыть на стене грязное пятно…

Ответы к упражнению 10:

  1. Пропускать свет и не пропускать холодный воздух.
  2. Хранить и переносить жидкие и сыпучие вещества, быть мерой жидких и сыпучих веществ, сосудом для нагрева...
  3. Увеличивать изображение объектов.
  4. Служить пищей.

Ответы к упражнению 11:

  • Лопата – закапывать - раскапывать,
  • Лифт - поднимать и опускать,
  • Телефон – принимать - передавать...

Ответы к упражнению 13:

  1. Забыл снять ботинки.
  2. Забыл посолить!
  3. Забыл посмотреть направо, дойдя до середины улицы.
  4. Забыл закрыть кран.

Ответы к упражнению 15:

  • Дышать под водой: с аквалангом, в маске с трубкой, в водолазном костюме, под колоколом (под ведром или под бочкой), с трубкой во рту и с зажимом на носу, в батискафе, в батиплане...
  • Передвигаться: ползком, шагом, бегом, на велосипеде, на поезде, на самолете, на ракете, мысленно, на руках любимого человека...
  • Качаться: в качалке, на лодке, на руках, на турнике, от выпитого вина, от усталости, на дереве, на парашюте, на самолете…
  • Плавать: на лодке, в дыму, на экзамене.
  • Ловить рыбу: удочкой, мережей, с помощью баклана, “в мутной воде”.

Ответы к упражнению 16:

  • Консервный нож, котлета, мел, молоток, шишка, муравейник, вилка…

Ответы к упражнению 19:

  • Слух: микрофон, усилители звука, музыкальные инструменты...
  • Продолжение рук: лопата, мотыга...
  • Продолжение ног: автомобиль, велосипед, лыжи, коньки...

Ответы к контрольным вопросам:

  1. Высиживать яйца, кормить, согревать, охранять и учить птенцов.
  2. Предлагать и принимать законы. Исполнять законы и другие правовые нормы. Осуществлять правосудие.
  3. Средства массовой информации собирают и передают информацию, пытаясь сохранить нравственность властей, упомянутых в предыдущем пункте.
  4. Счастье, благосостояние и безопасность людей.
  5. Выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, открытие новых явлений и закономерностей – количественных отношений, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
  6. Обеспечивать безопасное и быстрое передвижение транспорта и людей. Изобрели русские замечательный вездеход и пригласили японцев. Те долго смотрели на удивительные шины, а потом сказали: - “Чего только русские не придумают, чтобы дорог не строить!”.
  7. Критика (от гр. искусство разбирать и судить) – анализ чего-либо, с целью дать оценку.
  8. Уздечка – управлять и привязывать лошадь.
    Удила – удерживать уздечку во рту лошади и
    Вожжи – управлять лошадью на расстоянии (10 м).
    Хомут – передача тягового усилия, он должен свободно одеваться, удобно лежать на плечах лошади, не сбивать ей кожу, не сваливаться, легко сочленяться с упряжью,
    Дуга – для скрепления хомута с оглоблями, для амортизации при толчках повозки.
    Седелка и черезсидельник – передавать часть веса хомута о оглобель с шеи и холки на спину.
    Шлея – сдерживать накат повозки и для обратного хода.
    Заметьте, все элементы упряжки многофункциональны!

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)