Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.
Технология составления творческих текстов по картине
Оглавление
Технологическая карта № 9. Составление рассказов-фантазий.
Цель преподавателя:
-
Учить студентов преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов
фантазирования и на основе этого составлять рассказы фантастического содержания.
-
Обучить студентов методике работы с дошкольниками по созданию сказок на
основе содержания картины с помощью типовых приемов фантазирования.
Информация, сообщаемая студентам.
Базовая информация.
Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные
приемы фантазирования:
-
Увеличения – уменьшения (преобразование размера, формы, цвета и др. свойств
объекта на предмет увеличения-уменьшения степени проявления данного свойства).
-
Дробления-объединения (деление объектов на части и объединение их в другой
последовательности или взаимообмен между объектами своими частями)
-
Оживление-окаменение (объект наделяется свойствами динамики или статики).
-
Специализация – универсализация (расширение либо ограничение ресурсов объекта).
-
Наоборот (приобретение объектом инверсионных свойств).
-
Время (преобразование временных процессов, протекающих в объектах: убыстрение-замедление
времени, время наоборот, перепутывание или взаимообмен между временными
отрезками, остановка протекания процессов, перемещение объекта во времени
и др.).
Используя данные приемы, преобразуется какой-либо объект на картине, либо
часть его, либо место нахождения (среда обитания). Составляется рассказ
в котором главным является решение проблем, возникающих в связи с фантастическим
преобразованием какого-либо объекта. Идея текста заключается в согласовании
необычного объекта с окружающим миром.
Приложение № 9.
Методика работы с детьми.
Для обучения детей составлению рассказов по картине используются игровые
приемы типа: “Пришел в гости волшебник…”.
Приглашаются волшебники:
-
Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства
и производит фантастическое преобразование).
-
Волшебник Дробления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается
по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
-
Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект либо его часть становятся
максимально подвижным или абсолютно неподвижным).
-
Волшебник Могу Все - Могу Только (объект ограничивается в свойствах либо
неограниченно расширяется).
-
Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и преобразуется
на противоположное).
-
Волшебник Времени (многофункционален и предполагает преобразование временных
процессов, протекающих в объектах: Волшебник Убыстрения-Замедления, волшебник
Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки
Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).
Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить
на вопросы педагога:
-
Что происходит с этим объектом?
-
Какие ощущения испытывает этот объект?
-
Как он воспринимает окружающий мир?
-
Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
-
Что хорошего-плохого есть у объекта с новыми свойствами?
-
Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?
-
Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
-
Как окружение может согласоваться с измененным объектом?
Предложить детям составить законченный рассказ по результатам обсуждения.
По итогам созданного текста придумывается название рассказа-фантазии.
Методические рекомендации.
-
Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Знать возможности
каждого “Волшебника”.
-
Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала
объект или его часть, приглашается “Волшебник”, производится преобразование
и описывается объект с необычным свойством.
-
Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением
новых приемов фантазирования. Коллективно составляются фантастические рассказы-зарисовки.
-
В дальнейшем необходимо дифференцировать задания – т.е. распределить волшебников
между детьми и предложить составить самостоятельно или командами рассказы
фантастического плана.
-
Оценку рассказов необходимо проводить с точки зрения уровня оценки творческого
продукта (см. приложение № 14).
-
По результатам фантазирования можно инсценировать придуманные рассказы
или оформить книжки-малышки.
Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий.
-
Выбрать объект, изображенный на картине либо его часть.
-
Пригласить одного из Волшебников.
-
Преобразовать объект или его часть.
-
Составить фантастический рассказ.
-
Оценить уровень творчества.
Тренинги.
-
Творческие задания по фантастическому преобразованию объектов.
-
Придумывание эскизов портретов Волшебников.
-
Упражнения в составлении рассказов-фантазий по выбранному объекту на картине.
-
Оформление книжек-малышек, написание сценариев по мотивам рассказов-фантазий
и дальнейшее их обыгрывание.
-
Упражнения в определении уровня оценки творческого продукта.
-
Просмотр и анализ видеоматериалов и протоколов занятий.
Результат обучения студентов.
-
Знают уровни оценки речевого творческого продукта.
-
Знают методику обучения дошкольников составлению фантастических рассказов.
-
Умеют преобразовывать объекты или их части с помощью приемов фантазирования.
-
Умеют составлять рассказы фантастического содержания по мотивам картины.
|