Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 9. Составление рассказов-фантазий.

Цель преподавателя:

  • Учить студентов преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования и на основе этого составлять рассказы фантастического содержания.
  • Обучить студентов методике работы с дошкольниками по созданию сказок на основе содержания картины с помощью типовых приемов фантазирования.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

  1. Увеличения – уменьшения (преобразование размера, формы, цвета и др. свойств объекта на предмет увеличения-уменьшения степени проявления данного свойства).
  2. Дробления-объединения (деление объектов на части и объединение их в другой последовательности или взаимообмен между объектами своими частями)
  3. Оживление-окаменение (объект наделяется свойствами динамики или статики).
  4. Специализация – универсализация (расширение либо ограничение ресурсов объекта).
  5. Наоборот (приобретение объектом инверсионных свойств).
  6. Время (преобразование временных процессов, протекающих в объектах: убыстрение-замедление времени, время наоборот, перепутывание или взаимообмен между временными отрезками, остановка протекания процессов, перемещение объекта во времени и др.).

Используя данные приемы, преобразуется какой-либо объект на картине, либо часть его, либо место нахождения (среда обитания). Составляется рассказ в котором главным является решение проблем, возникающих в связи с фантастическим преобразованием какого-либо объекта. Идея текста заключается в согласовании необычного объекта с окружающим миром.

Приложение № 9.

Методика работы с детьми.

Для обучения детей составлению рассказов по картине используются игровые приемы типа: “Пришел в гости волшебник…”.

Приглашаются волшебники:

  1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит фантастическое преобразование).
  2. Волшебник Дробления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
  3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект либо его часть становятся максимально подвижным или абсолютно неподвижным).
  4. Волшебник Могу Все - Могу Только (объект ограничивается в свойствах либо неограниченно расширяется).
  5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и преобразуется на противоположное).
  6. Волшебник Времени (многофункционален и предполагает преобразование временных процессов, протекающих в объектах: Волшебник Убыстрения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы педагога:

  • Что происходит с этим объектом?
  • Какие ощущения испытывает этот объект?
  • Как он воспринимает окружающий мир?
  • Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
  • Что хорошего-плохого есть у объекта с новыми свойствами?
  • Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?
  • Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
  • Как окружение может согласоваться с измененным объектом?

Предложить детям составить законченный рассказ по результатам обсуждения. По итогам созданного текста придумывается название рассказа-фантазии.

Методические рекомендации.

  • Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Знать возможности каждого “Волшебника”.
  • Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается “Волшебник”, производится преобразование и описывается объект с необычным свойством.
  • Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Коллективно составляются фантастические рассказы-зарисовки.
  • В дальнейшем необходимо дифференцировать задания – т.е. распределить волшебников между детьми и предложить составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.
  • Оценку рассказов необходимо проводить с точки зрения уровня оценки творческого продукта (см. приложение № 14).
  • По результатам фантазирования можно инсценировать придуманные рассказы или оформить книжки-малышки.

Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий.

  1. Выбрать объект, изображенный на картине либо его часть.
  2. Пригласить одного из Волшебников.
  3. Преобразовать объект или его часть.
  4. Составить фантастический рассказ.
  5. Оценить уровень творчества.

Тренинги.

  • Творческие задания по фантастическому преобразованию объектов.
  • Придумывание эскизов портретов Волшебников.
  • Упражнения в составлении рассказов-фантазий по выбранному объекту на картине.
  • Оформление книжек-малышек, написание сценариев по мотивам рассказов-фантазий и дальнейшее их обыгрывание.
  • Упражнения в определении уровня оценки творческого продукта.
  • Просмотр и анализ видеоматериалов и протоколов занятий.

Результат обучения студентов.

  1. Знают уровни оценки речевого творческого продукта.
  2. Знают методику обучения дошкольников составлению фантастических рассказов.
  3. Умеют преобразовывать объекты или их части с помощью приемов фантазирования.
  4. Умеют составлять рассказы фантастического содержания по мотивам картины.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)