Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 8. Смысловая характеристика картины.

Цель преподавателя:

  • Обучить студентов мыслительным действиям, ведущим к объяснению смыслового содержания картины.
  • Дать знания о методике описания смысла картины детьми дошкольного возраста.
  • Упражнять в умении составлять рассказы – рассуждения на основе разновариантного осмысления содержания картины.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для более эффективного осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой смысл и иносказательный, более значимый по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность говорящему расширительно (по-разному) толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяют “привязать” их, как правило, к картине любого содержания. Важно при этом обосновать эту связь и подобрать к одной и той же картине разные пословицы и поговорки. В конечном итоге идет отбор самых подходящих. На основе этого строятся рассказы – рассуждения, которые зависят от жизненного опыта и позиций рассуждающего.

Приложение № 8.

Методика работы с детьми.

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по запоминанию пословиц и поговорок и обучению их объяснять с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра “Объясни, почему так названа картина?”. Организация ее основана на методе “Каталог”. Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель вместе с детьми) и объясни по каким причинам так назвали картину?

Следующая игра “Найди самое удачное название картины”. Конкретному ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих и объяснить, почему на его взгляд это так. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам текста. В результате этого получается рассказ – рассуждение.

Методические рекомендации.

  • Данный вид работы нуждается в глубокой и систематической работе по запоминанию и объяснению детьми смысла пословиц и поговорок.
  • На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой. Стратегия работы воспитателя с детьми такова, что идет принятие одних и категорическое отвержение других.
  • На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение с учетом правила: надо объяснить каждое название картины.
  • Третий этап включает в себя способность ребенка самостоятельно объяснить выбранное название картины, представленное в виде пословицы или поговорки. Рекомендуется предлагать пословицы и поговорки не только разные по тематике, но и по одной теме, что позволяет отразить в рассказах-рассуждениях разнообразие нюансов смысловых оттенков близких по тематике и содержанию пословиц и поговорок.
  • Четвертый этап работы – это получение от ребенка рассказа с описанием смысла картины, согласно выбранной пословицы или поговорки.
  • Заключительный этап работы включает в себя несколько смысловых рассказов по одной картине в зависимости о выбранных пословиц или поговорок.

Алгоритм мыслительных действий при описании смысла картины.

  1. Выборка пословицы или поговорки.
  2. Рассматривание картины через призму одной из выбранных.
  3. Объяснение - рассуждение ребенком, почему подходит пословица как название картины.
  4. Предложить ребенку так назвать рассказ по картине и составить смыслово описание.

Тренинги.

  • Составление картотек пословиц и поговорок, как разнотематического, так и однотематического характеров.
  • Составление смысловых рассказов по конкретной картине через набор пословиц и поговорок.
  • Обучение студентов самостоятельному составлению пословиц и поговорок по содержанию картины.
  • Анализ видеоматериалов и текстов детских рассказов.
  • Тренинг по работе с детьми над созданием рассказов – рассуждений в парах постоянного или сменного состава.

Результат обучения студентов.

  1. Знают алгоритм мыслительных действий создания рассказов – рассуждений.
  2. Умеют применить его при составлении собственных рассказов по картине.
  3. Умеют организовать работу с детьми, позволяющую стимулировать детское речевое творчество по созданию рассказов – рассуждений.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)