Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 10. Составление сказок нравственно – этического характера.

Цель преподавателя:

  • Обучить студентов приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины.
  • Учить выводить мораль из составленного текста сказки.
  • Познакомить студентов с методикой обучения дошкольников составлению морально-этических сказок по картине.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом (н-р, лужайка около леса). Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана (н-р, елка, лужа, прутик, трава, цветы…). Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека (н-р, елка – мудрая, лужа – грязнуля, прутик – труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые…). Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления ( н-р, в лужу упал мяч). Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Обсуждается мораль каждого очеловеченного объекта с точки зрения его черты характера или свойства. Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.

Приложение № 10.

Методика работы с детьми.

Предложить детям сочинить сказку по картине. Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки (целесообразно заклеить одушевленные объекты, изображенные на картине). Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). Объявить Случай (появление необычного предмета, явления природы или гиперактивности кого-либо из героев). Продолжение составления текста как описание отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение морали каждого. Провозглашение главной морали умным или мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации. Придумывание названия сказки.

Методические рекомендации.

  • Проведение этого этапа рекомендуется после обучения детей описанию смысла, изображенного на картине (см. карта № 8).
  • Уточнить знания детей о разнообразии свойств и характеристик человека. Обыгрывание их с помощью приемов эмпатии, действий, мимики и др. выразительных средств.
  • Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации.
  • При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера).
  • Общая канва текста сказки включает в себя следующую последовательность: выбор места, героев, их характеристика, случай, мораль (эти шаги следует обозначать буквами).
  • От коллективного сочинения сказки (с помощью “мозгового штурма”) необходимо переходить к индивидуальному.
  • При коллективном сочинении предлагается индивидуально каждому ребенку придумать собственное название сказки и сообщить педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий.
  • Итогом сказки служит рисунок или театральное действие.

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Определить место.
  2. Выбрать героев, наделить их свойствами или характеристиками.
  3. Объявить Случай.
  4. Составить текст сказки.
  5. Придумать название сказки.

Тренинги.

  • Психогимнастика и театральная техника.
  • Составление картотеки по свойствам человека и чертам его характера.
  • Составление сказок морально-этического плана по картинам коллективно и индивидуально. Оформление книжек-малышек.
  • Анализ видеозаписей работы с детьми.

Результат обучения студентов.

  1. Умеют составлять сказку морально-этического плана по мотивам картины.
  2. Знают методику обучения детей сочинению сказок данного типа.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)