|
|||||||
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Технология составления творческих текстов по картинеТехнологическая карта № 4. Составление загадок и метафор по картине.Цель преподавателя:
Информация, сообщаемая студентам. Базовая информация. Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Следует знать основные модели составления загадок (13): 1. Какой, что такое же у другого объекта? У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос “Какой?” и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: “Репейник, какой? Колючий, как еж, кактус, елочка. Лохматый, как собака, шуба, медведь. Приставучий, как липучка, непослушный ребенок, жвачка, смола”. Из предложенных объектов, выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки “как” или “но не” сравниваются с другими объектами. Итог: “Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола”. 2. Что делает, что делает так же? У объекта выделяются действия и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены. Например: “Лягушка что делает? Прыгает, как заяц, мяч. Ныряет, водолаз, утка. Плавает, как лодочка, рыба”. Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки “как” или “ но не” сравниваются с другими объектами. Итог: “Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, как лодочка”. 3. Назови части объекта и сравни их с частями другого объекта. У объекта выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями. Например: “Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны”. Выбирается лучший вариант. Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям. Итог: “Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не лики луны”. 4. Назови части и их количество у объекта. Сравни их с количеством частей другого объекта. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки. Итог: “Шестьдесят точек, как звезды, с двумя стрелками, как указки, на одном круге, но не на тарелки”. На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. В нем построчно могут собираться различные типы сравнений. Модели метафор. 1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку у другого объекта. Например: “Снежинки кружатся, как балерины”. У данного объекта обозначить место. Например: “Снежинки падают с неба”. Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место этого объекта в речевой фразе. Например: “Балерины неба”. Вставить в смысловой контекст картины. Например: “Над деревьями кружились балерины неба”. 2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство. Например: “Занавеска кружевная”. Сравнение переделать из прилагательного в существительное – “кружево”. Данное слово должно отражать признак другого объекта. Например: “Кружево зимы”. Метафора вставляется в контекст: “Мама повесила на окно кружево зимы” (22). Методика работы с детьми. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку), к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешенной моделью. Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в следующей последовательности. 1.С детьми выбирается объект, изображенный на картине. Представляется таблица “Свойства и качества”. По мере ответов детей и выбору лучших вариантов сравнений заполняются пустые графы (графически или текстом):
2. С детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице “Действия”:
3. Выбирается объект и заполняется таблица “Части”:
4. У объекта выбираются часть. Определяется их количество с помощью таблицы: “Часть и их количество”:
Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: “Про кого или чего я говорю здесь?”. После отгадывания детьми объекта, воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта. Методические рекомендации.
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок.
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор.
Тренинги.
Результат обучения студентов.
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |