Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 4. Составление загадок и метафор по картине.

Цель преподавателя:

  • сообщить знания студентам о моделях составления загадок и метафор;
  • сформировать мыслительные действия студентов, способствующие возникновению загадок и метафор;
  • обучить студентов методике работы с детьми в данном направлении.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Следует знать основные модели составления загадок (13):

1. Какой, что такое же у другого объекта? У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос “Какой?” и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: “Репейник, какой? Колючий, как еж, кактус, елочка. Лохматый, как собака, шуба, медведь. Приставучий, как липучка, непослушный ребенок, жвачка, смола”. Из предложенных объектов, выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки “как” или “но не” сравниваются с другими объектами. Итог: “Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола”.

2. Что делает, что делает так же? У объекта выделяются действия и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены. Например: “Лягушка что делает? Прыгает, как заяц, мяч. Ныряет, водолаз, утка. Плавает, как лодочка, рыба”. Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки “как” или “ но не” сравниваются с другими объектами. Итог: “Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, как лодочка”.

3. Назови части объекта и сравни их с частями другого объекта. У объекта выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями. Например: “Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны”. Выбирается лучший вариант. Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям. Итог: “Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не лики луны”.

4. Назови части и их количество у объекта. Сравни их с количеством частей другого объекта. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки.

Итог: “Шестьдесят точек, как звезды, с двумя стрелками, как указки, на одном круге, но не на тарелки”.

На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. В нем построчно могут собираться различные типы сравнений.

Модели метафор.

1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку у другого объекта. Например: “Снежинки кружатся, как балерины”. У данного объекта обозначить место. Например: “Снежинки падают с неба”. Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место этого объекта в речевой фразе. Например: “Балерины неба”. Вставить в смысловой контекст картины. Например: “Над деревьями кружились балерины неба”.

2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство. Например: “Занавеска кружевная”. Сравнение переделать из прилагательного в существительное – “кружево”. Данное слово должно отражать признак другого объекта. Например: “Кружево зимы”. Метафора вставляется в контекст: “Мама повесила на окно кружево зимы” (22).

Приложение № 4.

Методика работы с детьми.

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку), к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешенной моделью.

Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в следующей последовательности.

1.С детьми выбирается объект, изображенный на картине. Представляется таблица “Свойства и качества”. По мере ответов детей и выбору лучших вариантов сравнений заполняются пустые графы (графически или текстом):
Какой?
Что такое же?
   
   
   

2. С детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице “Действия”:
Что делает?
Кто или что делает так же?
   
   
   

3. Выбирается объект и заполняется таблица “Части”:
Какая часть?
У какого объекта есть такая часть?
   
   
   

4. У объекта выбираются часть. Определяется их количество с помощью таблицы: “Часть и их количество”:
Часть
Сколько?
У кого или чего столько же этих частей?
     
     
     

Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: “Про кого или чего я говорю здесь?”. После отгадывания детьми объекта, воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.

Методические рекомендации.

  • Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.
  • При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
  • Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок.

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели загадки.
  3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений.
  5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: “как”, “но не”.
  6. Выразительное чтение загадки.

Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор.

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели метафоры.
  3. Подбор характеристик.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.
  5. Демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.

Тренинги.

  • Планирование студентами предварительной работы по обогащению знаний об объектах, обогащении словаря (через наблюдения, чтений художественной литературы и дидактических игр).
  • Составление загадок и метафор по моделям. Конкурс между студентами.
  • Составление стихотворных загадок.
  • Оформление книжек-малышек с загадками и метафорами к определенной картине.
  • Изготовление опорных таблиц по различным моделям загадок.
  • Составление перспективного плана обучения детей разных возрастных групп составлению загадок.
  • Анализ видеоматериалов, текстов детских загадок и протоколов занятий с детьми.

Результат обучения студентов.

  1. Знают модели составления загадок, метафор.
  2. Умеют сочинять загадки и метафоры об объектах на любой картине.
  3. Умеют проводить с детьми разного возраста работу по обучению составлению загадок.
  4. Понимают назначение данного этапа, как подготовки к составлению образных характеристик объектов на картине.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)