Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 3. Тексты, созданные на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств.

Цель преподавателя:

  • Обобщить знания студентов о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств.
  • Учить студентов составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
  • Обучить студентов методике работы с дошкольниками по составлению рассказов-описаний на основе восприятия картины разными органами чувств.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть “считаны” разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо – звук. То и другое может быть приятным – не приятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука – дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.

При составлении рассказа – описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемые за ее пределами. Представить и описать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора определить на картине съедобное - несъедобное. Оценочное отношение героев картины к этому признаку.

Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине: температура, влажность, материал, форма объектов и т.д.

Методика работы с детьми.

Для обучения детей дошкольного возраста характеристике объектов через органы чувств используется прием “вхождения в картину”. Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться повнимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания:

  • Пришел волшебник “Я нюхаю” (и другие).
  • Назови объекты, которые могут издавать звук.
  • Я ощущаю лицом и руками…

Приложение № 3.

Методические рекомендации:

  • Предварительно уточнить знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора.
  • Работая с картиной, начинать речевую зарисовку с фразы: “Я слышу как…”, “Здесь пахнет…”, “Когда я трогаю руками …”. Добиваться описания отношения ребенка к воспринимаемому.
  • Побуждать детей описывать не единичные ощущения, а комплекс с перечислениями признаков.
  • Описание ощущений может идти с точки зрения как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
  • Активизировать в речи слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.
  • Рекомендуется разыгрывать диалоги (устраивать мини-театр).

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Предложить “войти в картину”.
  2. Выбрать орган чувств, который помогает “путешествовать” по картине.
  3. Сделать речевую зарисовку возможных ощущений.

Тренинги для студентов.

  • Упражнения студентов в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.
  • Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.
  • Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений.
  • Апробация игр для дошкольников, связанных с анализаторами.
  • Анализ видео материалов, протоколов занятий.
  • Самостоятельное придумывание игр с анализаторами для детей разного дошкольного возраста.

Результат обучения студентов.

  1. Знают алгоритм мыслительных действий.
  2. Умеют описывать картину через возможные ощущения, на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств.
  3. Понимают назначение данного этапа.
  4. Умеют проводить с детьми разного дошкольного возраста игры с анализаторами.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)