Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 5. Преобразование объектов во времени.


Цель преподавателя:

  • Обучить студентов мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени.
  • Учить составлять рассказ о конкретном объекте с точки зрения его прошлого и будущего, используя словесные обороты, характеризующие временные отрезки.
  • Дать знания о методике работы с детьми дошкольного возраста по преобразованию объектов во времени.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Картина рассматривается как остановившийся миг. По сути же, предполагается развитие сюжета во времени. При этом, линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии времен года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования.

Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ – фантазия: объект и его изменение во времени.

Методика работы с детьми.

Для обучения детей составлению рассказов – фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени (Машина времени). Выбирается конкретный объект и описывается его временное настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (в далеком или близком). При этом воспитатель должен помнить особенности временного преобразования каждой классификационной группы (приложение № 5).

Методические рекомендации.

  • В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро - вечер, весна – осень, раньше – позже, до того - после того…).
  • Выбранный объект необходимо засхематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.
  • Придумывать название рассказу – фантазии.

Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени.

  1. Выбрать объект, определить его настоящее и засхематизировать.
  2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
  3. Составить рассказ – фантазию о прошлом (будущем) объекта.
  4. Назвать рассказ.

Тренинги.

  • Упражнения студентов по составлению рассказов – фантазий с преобразованием объекта во времени.
  • Анализ видеозаписей занятий с детьми и их рассказов.
  • Самостоятельное составление игр для дошкольников с волшебником времени и их апробация на практике.

Результат обучения студентов.

  1. Знают модель составления рассказов – фантазий с волшебником времени.
  2. Умеют сочинять рассказы – фантазии с преобразованием объектов во времени на любой картине.
  3. Умеют проводить с детьми разного возраста работу по обучению преобразованию объектов во времени.
  4. Понимают назначение этапа для составления рассказов по картине разных типов.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)