Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Кукалев Сергей Васильевич, Санкт-Петербург
kukasp@mail.wplus.net

Выдержки из концепции
Методические рекомендации по курсу
Программа занятий по курсу

ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КОНЦЕПЦИИ.

Автор приносит свои извинения читателям за некоторую незавершенность представленных материалов и предлагает всем желающим высказать ему свое законное "фе" или получить разъяснения по неясным вопросам обращаться лично к нему по адресу kukasp@mail.wplus.net, а также заглянуть на его веб-сайт.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Много лет назад, приступая к созданию курса развития таланта, мы впрямую встали перед вопросами: "Что такое талант и каковы его основные движущие факторы? Что именно, или точнее что прежде всего обеспечивает решение человеком сложных творческих задач?"

На этот счет существует несколько мнений. Одни считают, что талант в принципе не поддается изучению и формированию, т.е. он от Бога. Его можно только искать. Такой подход нас совершенно не устраивал - неинтересно. Прими мы его - и программы РАТА, конечно, не было бы. И ведь в самом деле, раз человек решил творческую задачу (а сколько их решено за время жизни человечества), значит существовала формальная последовательность действий, приводящих к ее решению. Это, безусловно, не означает, что можно предложить формальную последовательность действий, всегда приводящих к решению любой задачи, но дает какую-то надежду - опыт накапливается. И РАТА возникла отнюдь не на пустом месте.

Но если талант поддается формированию, то достаточно ли просто рассказать человеку (ребенку) о том, что он должен делать, чтобы решить сложную творческую задачу? Всем известно, что можно силой подвести лошадь к водопою, но как заставить ее пить, если она этого не хочет? Можно объяснить ребенку, как чистить зубы, но такое объяснение еще не отнюдь не означает, что он действительно будет каждый день это делать. Человек должен захотеть, у него должны сформироваться соответствующие потребности или привычки. Речь идет о том, что в педагогике называют различием между (пассивным) знанием и навыками, между "знаю, что это такое", и даже "знаю, как это делать" и реальной способностью (умением) и желанием сделать это.

Например, основное достоинство ТРИЗа, с нашей точки зрения, как раз состоит прежде всего в том, что занятия им погружают ученика в соответствующую атмосферу, формируя его привычки. Именно это и дает свои положительные результаты, даже несмотря на то, что, например, большинство педагогов этого направления не дают себе труда (т.е. не хотят, хотя, вероятнее всего, умеют это делать) не только при ведении курса, но и в различных публикациях четко формулировать противоречия, называя этим модным в ТРИЗ словом все что ни попадя, хотя "противоречие" является базовой, корневой идеей всего ТРИЗа, идеей когда-то так популярной в славные "застойные времена" торжества диалектического материализма.

Но пойдем дальше. Какими бы знаниями Вы не обладали, даже если у Вас есть некоторое желание их применить, можно тихо хотеть, сидя в своем углу и бормоча про себя: "...дайте мне мужа, дайте мне мужа...", - это вряд ли даст заметные результаты. Чтобы перевести хотение в действие, нужны силы. Вот и получается, что владение алгоритмами творчества (сознательному или подсознательному формированию которых уделяют основное внимание практически все существующие курсы творческого развития), оказывается, как ни странно, хоть и лежащим на поверхности, наиболее легко поддающимся формированию, но лишь дополнительным, вспомогательным фактором проявления таланта.

Мы считаем, что ведущим критерием таланта является энергопотенциал (его определение будет дано позже), ибо именно он "отмеряет" наши потребности, точнее размер той цели, которую мы перед собой ставим. Ведь каждый из нас, пусть подсознательно, но очень четко оценивает и понимает, какая задача ему по силам, на задачу какого именно уровня он может замахиваться. Именно энергопотенциал превращает затем наши потребности в действия, которые уже и осуществляется (за счет затрат энергопотенциала) по некоторым алгоритмам, в том числе алгоритмам решения нестандартных творческих задач. Более того, именно необходимость высокого энергопотенциала для преодоления психологического барьера "генерации новой формы" и отличает, с нашей точки зрения, сложные творческие задачи от простых нетворческих. Именно энергопотенциал является критерием внутренней чистоты и согласованности работы нашего тела и духа, их способности к решению любых задач, и прежде всего, задач интеллектуальных, и мы надеемся, что ниже нам удастся убедить в этом читателей.

"Ну уж," - скажет проницательный читатель - "если я знаю как что-то делается и хочу это сделать, то скорее всего и смогу - не настолько же я немощен". И в большинстве случаев он будет прав. Пока речь не пойдет о задачах, требующих действительно высокого "творческого потенциала", когда человек, даже работающий по самым совершенным алгоритмам, доходит до предела, до "окрестности инсайта", но так и не получает решения. Силенок не хватает. Ведь творческий потенциал, как известно, вещь капризная - жди, когда он появится. Вот бы подчинить этот потенциал себе, сделать его всегда достаточным для решения любых задач, преодоления любых жизненных трудностей. Сделать его таким, чтобы не только преодоление, но и само появление этих трудностей доставляло удовольствие. Чтобы человек искал эти задачи, видел и находил их. Более того, чтобы он находил решения еще даже не поставленных задач.

Скажем по другому, творческую деятельность традиционно относят к области психологии (а с недавних пор, спасибо Г.С. Альтшуллеру [2 - 4], эта психология стала "прикладной" - соединилась с изучением закономерностей того мира, отражением которого она является, впитала эти закономерности в себя). Но как часто именно узость подхода, недоучет всех имеющихся факторов, порождает трудности и противоречия, которых нет в реальном исследуемом нами явлении. Вспомним знаменитую теорему Геделя о неполноте: чтобы решить все проблемы некоторой системы (например, психологии, или ТРИЗ) порой просто необходимо выйти за ее рамки, в "надсистему". И если смотреть на вещи пристальнее, и с целью решения возникших проблем выйти в надсистему, то мы окажемся в области психофизиологии. Увы, психика (пока) не может действовать (решать задачи) в отрыве от своего носителя - тела. Ведь, как мы писали в предыдущей статье, именно телом человек думает, решает встающие перед ним задачи. Мозг только управляет этим процессом. Вот такой системный, психофизиологический подход к формированию творческой личности и выбрали авторы предлагаемого курса.

Конечно, в человеке все очень тесно взаимосвязано: и алгоритмы оценки явлений и действий, и потребности (метапрограммы личности) и энергопотенциал - мера согласованности всех элементов личности, степень их потенциальной активности. И мы искали ту ниточку, потянув за которую было бы легче всего распутать весь клубок. И хотя тянуть за нее (в рамках существующей культуры, существующих традиций), возможно, труднее, чем за какую-то другую, нам был важен результат. Мы искали не там, где светлее, а там, где потеряно.

Неодолимая логика примерно таких, достаточно простых рассуждений и привела нас в свое время к синтезу в рамках курса РАТА различных проверенных временем методов подъема энергопотенциала, формирования потребностей и алгоритмов творчества. Мы ставили пред собой сложную задачу не просто дать знания достаточно универсальных алгоритмов творчества, но прежде всего обеспечить своих учеников древним, совершенным и удивительным инструментам увеличения энергопотенциала за счет внутренней очистки организма на клеточном уровне. Причем речь всегда шла не о конкретном творчестве в узких областях, характеризующемся эпитетом "художественное", а о творчестве вообще, как системном свойстве организма.

Мы думаем, что нам удалось если не решить поставленную перед собой задачу окончательно (окончательных решений вообще не существует), то по крайней мере, приблизится к ответу на поставленный нами вопрос "Как воспитать талант?". Нам кажется, мы знаем, как разбудить этого доброго великана. Более того, мы убеждены, что его непременно надо разбудить, как бы сложно это ни было. Мы считаем, что никакой "Царь" не может быть добрым, и что самые совершенные законы и самое демократичное общество начнут работать на пользу людей только тогда, когда сами люди начнут думать, творчески относится к окружающему миру, станут талантливыми. "Невежество - это демоническая сила..." - говорил К. Маркс, и в этом вопросе с ним трудно не согласится.

Характер данной публикации заставляет нас, заботясь о читателе, несколько изменить порядок подачи материала (в отличие от того, как он расположен с самой концепции курса). Мы позволим себе начать с конца, и представить в следующей части основные принципы построения курса РАТА, чтобы читатель смог получить некоторую наглядную основу, общее представление о том, что же это такое? Мы предполагаем, что эти принципы не вызовут у читателей особых возражений.

И только затем мы позволим себе перейти к основным понятиям, формулировка которых и заставила нас выбрать именно эти составляющие курса и именно эти принципы его построения. Для начала мы предложим читателям определение "информации", и такого специфического его вида, как "знания". Затем, определив, что такое "задача" и "мышление", мы введем очень удобную для понимания процесса этого мышления модель "логико-психологических координат", и напомнив определение "энергии", введем, наконец, понятие нашего "энергопотенциала". Дав некоторые пояснения, и не рассматривая (в силу экономии места) вполне объективные свойства этого энергопотенциала, мы введем аббревиатуру ЭПЛК (энергопотенциал – потребности – логические координаты), и сформулируем наш главный тезиз: обучение – это сознательное изменение ЭПЛК человека с целью формирования его умений, знаний, навыков, привычек, мотивов поведения, черт характера и других особенностей личности.

Предложив читателю еще пару определений, и не останавливаясь на достаточно хорошо известных в психологии и педагогике принципах ненасильственного формирования личности, нам останется затем лишь подвести некоторые итоги, сформулировав общие требования к процессу обучения (вытекающие из предложенных моделей) и определить структуру курса РАТА и его основные отличительные особенности.

Мы поместим также список литературы, избавляющий читателя от мучительных сомнений, что же это там стоит за загадочными маленькими циферками в квадратных скобках.

Да, представляемая на Ваш суд концепция получилась непростой, но тем больше надежды на то, что она "работает", как вот уже много миллионов лет "работает" весь окружающий нас мир, слаженно и безотказно, именно потому, что он очень и очень сложен. Но мы надеемся, что эти трудности скрасит неожиданность некоторых выводов и красота ряда построений. В этом нет нашей особой заслуги, сказывается эффект научного анализа явлений: их строгого определения, выявления на этой базе их свойств (какую пользу можно с этого получить и как) и практической проверки по "схеме продолжающейся серии". Посмотрев на небо, каждый легко увидит как Солнце вращается вокруг Земли. Наука же утверждает прямо противоположное. И похоже, она права.

И хотя нам кажется, что логика предлагаемой концепции не может не убеждать, мы будем крайне благодарны за любую критику, советы и замечания. Собственно именно для получения этих замечаний нами и затеяна вся публикация. Если же кто-то, осилив предлагаемый нами текст, по разным причинам в целом так и не согласится с нами… что же, нам останется только сказать: "А все- таки она вертится!"

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)