|
|||||||||
Кукалев Сергей Васильевич, Санкт-Петербург
Выдержки из концепции
ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)8. СТРУКТУРА КУРСА РАТАСтруктура курса теперь представляется достаточно очевидной. Нам, в полном соответствии с функционально-ресурсным подходом, необходимо лишь найти не просто хорошо зарекомендовавшие себя, а наиболее эффективные и при этом проверенные временем методы развития энергопотенциала, формирования потребностей и создания эффективных (специально для этой цели выбранных или созданных на проверенной временем базе) алгоритмов творчества, а затем согласовать все это между собой с учетом всех существенных для дела обстоятельств. Вроде бы пустяк, если, конечно, судьбе будет угодно сочетать в одном человеке или группе людей знание этих наиболее эффективных методов. Задача, правда, упрощается тем, что в программе РАТА не ставится (или пока не ставится) задача всестороннего образования, полного формирования в человеке всех необходимых обществу знаний, умений и навыков. Речь не идет пока о создании принципиально новой системы обучения (сразу заметим, что она получилась бы в чем-то похожей на знаменитую Вальфдорскую педагогику). Наша цель состоит пока лишь в активизации механизма таланта, создании базы и условий для его развертывания. Итак, что же за методы предлагают (считая их наиболее эффективными) авторы программы РАТА? Основой курса РАТА, основным инструментом подъема энергопотенциала является первые четыре (точнее даже три) ступени Йоги (по Патанджали [11]), традиционно объединяемые в Крийя-йогу и Хатха-йогу. Мы убеждены (и наш опыт работы по программе подтверждает это), что нельзя эффективно (т.е. в приемлемые для обучающей программы сроки, рассчитанного на некое ограниченное время курса) сформировать сложные общекультурные логико-психологические координаты (а к таким ЛПК, безусловно, относятся ставшие нормой жизни приемы творческой деятельности), на основе любых алгоритмов, какими бы совершенными они ни были, не заложив предварительно энергетической базы для этого, как нельзя ждать от сложного электротехнического прибора, что он будет нормально работать, если не включить его в сеть. Ведь конечной то целью обучения является не проверка того, "выучил" человек некие правила или не выучил (что бы ни утверждал последний вариант Закона об образовании), а способность (желание) этого человека постоянно применять полученные им знания в реальной жизни. А теперь нам необходимо дать некоторые пояснения и уточнения о сущности выбранного нами инструмента подъема энергопотенциала - почему именно йога? Как любое явление в этом мире вызывается несколькими (не одной) причинами и вызывает после себя несколько отличных от причин следствий, так и массовое неприятие йоги, отношение к ней как к некой экзотической религии связано с целым рядом факторов. Прежде всего среди них надо назвать традиционное неприятие господствующей религией любого другого образа мышления, вплоть до потоков крови "неверных". Как раньше боялись всего некоммунистического, так теперь модно боятся всего не православного. Другим фактором не распространенности йоги является ее относительная сложность - любой достаточно совершенный инструмент (а в нашей концепции йога рассматривается именно как инструмент) сложен, и это единственный способ обеспечить его универсальность и совершенство. Наконец, санскритское слово "йога" - очень многозначно (до 100 значений в переводе на русский), что позволяет использовать его для названия самых разных религиозно-мистических течений, имеющих лишь косвенное или не имеющих вообще никакого отношения к классической йоге. Вместе с тем даже в философском словаре "застойных" времен [25] йога характеризуется как "направление индийской мысли" (а отнюдь не религия), причем направление, которое все исследователи единодушно относят к системам атеистическим [28]. В нашей же программе эта система используется как совершенный, выверенный тысячелетиями инструмент, причем используя его, мы опираемся на опыт ведущих школ Индии (институтов Йоготерапии и йогокультуры городов Лакхнау и Дели) [8 -10]. Если говорить о йоге подробнее, то необходимо сказать, что первые две ступени йоги (Яма и Нияма, традиционно объединяемые в Крийя-йогу) представляют собой этическую систему (куда, естественным образом включается внешняя и внутренняя гигиена). О значении же этики для личности (и в том числе творческой личности), необходимости формировании ее потребностей мы уже говорили. Не знаем, является ли этическая система йогов наиболее совершенной в мире, но по нашим представлениям все другие этические системы представляют собой в основном лишь совокупность запретов (не убий, не возжелай, не возмеши и т.п.). И только в йоге есть следующая ступень (Нияма), указывающая как и куда человек должен развиваться (после устранения в себе всего плохого на предыдущей ступени - Яме). В частности, одним из базовых принципов Ниямы является Тапас (в буквальном переводе - пламенеть), говорящий о необходимости наличия и непреклонного стремления человека к достойной цели [ср. 3]. Мы уже не говорим о том, что вообще вся йога держится на этическом принципе Ахимсы - не насилия, и это не просто декларация. Этот принцип является тем цементом, той связкой, на которой "замешана" все йога. А дополненная современными научными представлениями о методах ненасильственного формирования потребностей [см. 14, 21], этика йоги превращается в мощнейший инструмент социально-психологического развития личности. Далее, по традиционным восточным представлениям, йога является путем развития интеллекта (в отличие от пути факира, монаха или воина). В самом деле, те "физические" упражнения, которые составляют третью ступень йоги - Асаны (а это только название ступени, используются же на ней не только статические позы, собственно Асаны, но также динамика и дыхательные упражнения), только внешне выглядят как упражнения "для тела". Да, их основной действующий физиологический механизм (ради чего все и затеяно) - рабочая гиперемия скелетных мышц - обеспечивает постоянную внутреннюю гигиену тела (комплекс упражнений йоги делается каждое утро и занимает около часа времени), очистку организма на клеточном уровне за счет "промывки" его собственными внеклеточными жидкостями (оцените это блестящее, истинно ТРИЗовское решение - организм сам себя чистит!). Для большинства давно стало нормой мыть по утрам лицо и руки, чистить зубы. Откуда же такое пренебрежение к внутренним органам, почему мы не чистим каждое утро их? Но внимание, интеллект включаются в работу с первой же секунды выполнения этих упражнений и не перестают работать все время выполнения комплекса (а йога - это не просто россыпь упражнений, это система упражнений, с совершенно не случайным их подбором, расстановкой, правилами введения и ограничениями на число выполнений). В том числе этот интеллект работает и в паузах между упражнениями, когда никакие упражнения собственно не делаются, а интеллект (каждое утро в течении часа) работает на полную катушку, совершая филигранную работу по овладению человеком органом своего мышления - своим телом, подчинения его себе, превращения его в идеально послушный, чистый, энергоемкий, отзывчивый на любое интеллектуальное усилие прибор познания окружающего мира [ср. 26]. В йоге нас до сих пор поражает безукоризненно строгая внутренняя логика ее построения, глубина учета физиологии, естественность, разумность всех ее рекомендаций, красота и совершенство ее упражнений и, конечно же, эффективность ее действия. И нам остается только искренне пожалеть людей, которые сторонятся йоги потому, что кто-то, когда-то, где-то сказал про нее что-то нехорошее. Ведь они не знают, сколь многого лишает их эта боязнь. Они ни разу не чувствовали того внутреннего удовольствия, которое человек испытывает при методически правильном выполнении упражнений йоги. Они ни разу не ощущали того несравнимого чувства внутренней чистоты и комфорта, силы и доброжелательности, готовности преодолеть любые препятствия, которое возникает после выполнения комплекса, того чувства радости жизни, к которому не удается привыкнуть долгие-долгие годы. Другим компонентом курса РАТА, формирующим алгоритмы творчества, является Функционально-ресурсный подход (ФРП), возникший на базе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [2 - 4], и являющийся его упрощением (или даже неким философско-практическим обобщением). Здесь необходимо отметить, что ТРИЗ возникла в период торжества диалектического материализма, с его постановкой во главу угла идеи противоречия, и впитала в себя дух этого философского подхода. Мы же убеждены, что противоречие - это (в рамках ФРП) лишь один из приемов поиска необходимого (для решения задачи) ресурса. В реальной жизни оно в чистом виде наблюдается достаточно редко. А во-вторых, мы не в состоянии представить себе любое мышление (в том числе сильное) в отрыве от его материального носителя - человека, его потребностей, его потенциальных возможностей - его энергопотенциала. Утверждая все это мы отнюдь не открещиваемся от ТРИЗ, которой отдали в свое время немало сил. Просто дети должны стараться идти дальше своих родителей, и подниматься выше своих учителей. Что касается использования курса РАТА при работе с детьми, мы позволим себе уточнить, что этот курс направлен не столько на наполнение памяти детей некоторым набором важных с точки зрения педагога сведений или развитие их творческой фантазии, сколько на развитие их интеллекта - логической (управляющей) компоненты алгоритмов деятельности в терминах построенной выше модели мышления. Фантазия у детей и без того развита достаточно хорошо (в силу особенностей этого этапа развития психики, в некоторой степени воспроизводящего в онтогенезе архаичные формы пластичного мифического мышления [ср. 24]). Именно поэтому дети обычно и занимаются так самозабвенно на уроках развития фантазии, что любой человек всегда с удовольствием делает то, что у него хорошо получается. Задача курса - научить детей делать как раз то, что пока еще получается плохо - строго и грамотно мыслить, более того, делать это с удовольствием. И здесь невозможно обойтись без достаточно простого и в то же время достаточно общего подхода и разработанного на его базе алгоритма, которым и является ФРП. Здесь нет необходимости напоминать, что в наш век, когда любые знания стремительно устаревают, дети в своей последующей жизни смогут опереться только на это умение думать, способность преодолевать, механизм таланта. Сформировать у них понимание того, что можно и нужно получать радость от трудности, от неудачи, от напряжения как раз и помогает сочетание ФРП и йоги. Иными словами, задача программы (как мы уже писали) состоит не столько в формировании конкретных знаний и умений, сколько в воздействии на черты характера, мотивы поведения и особенности личности учащихся. Наконец, при занятиях с детьми, в качестве дополнительного средства ускорения развития их мозга (за счет активизации мелкой моторики рук, которые образно называют "внешним мозгом"), а также дополнительной базы творческих задач, в курсе РАТА используется японское искусство складывания из бумаги - Оригами. Теперь читатель вправе еще раз спросить: "А нельзя ли заменить указанные выше методы подъема энергопотенциала, развития потребностей и формирования ЛПК творческого мышления какими-нибудь другими?" Можно, ответим мы. Но тогда это будет уже совсем другая программа. Поясним свою позицию. Западная физкультура (даже если не брать во внимание имеющий чисто коммерческую направленность спорт) ни в кое мере не является системой гигиенической и не дает такого тонкого и всестороннего воздействия на все тело, не говоря уже об отсутствии в ней такой интеллектуальной ориентации, направленности на психику (душу). Что касается восточных систем (или систем, имеющих восточные корни), честно скажем, мы не знаем ни одной, которая подходила бы для наших целей больше, чем йога. Можно, конечно, попробовать другие восточные оздоровительные системы - Ци-Гун, Тайци-Цуань и т.п., однако они, как правило, хотя и достаточно эффективны, тем не менее не подчинены специально целям формирования таланта, как системного свойства организма, как средства в наибольшей степени увеличивающего вероятность высокого уровня душевного комфорта в любых жизненных обстоятельствах как данного индивида, так и окружающих его людей (мы не будем здесь вдаваться в детали и уточнять, что самосовершенствование вообще не может быть целью человека, т.к. объект функции не может совпадать в ее носителем - цель всегда находится снаружи). Единственно, чего нельзя - не использовать ничего. Энергопотенциал - это база, фундамент, без которого наша постройка просто рухнет. Аналогично, при работе с детьми, вместо оригами, можно попробовать использовать, скажем, макраме, но нельзя не использовать ничего. Одним словом указанные составные части курса выбраны не случайно и обеспечивают соблюдение основной особенности курса - системного подхода к формированию таланта. Конечно, в зависимости от своих целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель, он может заниматься с детьми только йогой, или только Ци-Гун, одним оригами или только освоением алгоритмов творчества (в частности теорией решения изобретательских задач, развитием творческого воображения). Но будет ли этот курс программой РАТА? Впрочем, мы с удовольствием рассмотрим любые замечания, предложения и дополнения к нашей концепции и всему нашему курсу. В заключение этого раздела необходимо отметить, что та отличительная особенность предлагаемой концепции, которую авторы считают ее самой сильной стороной, в то же время является сейчас и ее самым большим недостатком. Народ, по своей культуре, еще далеко не готов к тому, что ответственность за здоровье и счастье человека лежит на нем самом. Еще далеко то время, когда люди будут убеждены - появиться на людях больным, уставшим, просто с плохим настроением так же неприлично, как выйти из дома без одежды. Говоря словами ТРИЗ, в предлагаемой программе наблюдается административное (ведь не техническое же) противоречие между высоким уровнем функционирования и сложностью использования. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |