|
|||||||||
Кукалев Сергей Васильевич, Санкт-Петербург
Выдержки из концепции
ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА ДЛЯ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ.Посмотрим теперь, какие же обстоятельства и как надо учитывать при формировании таланта у детей в возрасте 8-10 лет. Почему мы рассматриваем здесь именно этот возраст? Потому, что с одной стороны, в этом возрасте с ребенком уже можно "что-то делать" (в более раннем возрасте это значительно труднее), а с другой потому, что именно в этом возрасте наиболее активно идет процесс его социализации (во время обучения в школе), и в ребенке возникают психические "зажимы" (немедленно отражающиеся зажимами, блоками в теле, ведь это две стороны одной целостности - личности), мешающие его нормальному развитию и сильно сдерживающие естественный процесс проявления таланта (т.е. затягивать, откладывать введение курса тоже нежелательно). И мы, как уже говорилось, начинаем именно с них, с того, что объективно видно, что можно пощупать руками. Здесь, с нашей точки зрения, уместно еще раз напомнить читателю (еще раз обратить на это его внимание), что курс РАТА строится на базе современных научных моделей формирования и функционирования психики (см. определения, приведенные выше, со ссылками на соответствующую, вполне современную и достаточно научную литературу). Это не только повышает эффективность данной системы, но и дает педагогу глубокое понимание процессов, происходящих при обучении. Необходимо обратить также особое внимание на то, что курс опирается на идею подхода к ученику, как к целостности с комплексным целенаправленным развитием основных составляющих, характеризующих эту целостность - ее энергопотенциала, потребностей и ЛПК - алгоритмов решения задач. Иными словами, подъем энергопотенциала детей рассматривается как необходимое и важнейшее условие обучения (что как раз и равносильно снятию зажимов, о которых только что шла речь). В курсе используется также укрупненный алгоритм, позволяющий в едином ключе решать задачи (преодолевать трудности) из любой сферы человеческой деятельности, в том числе бытовые, психологические, социальные и пр. Итак: 1) Базовым инструментом овладения нужными знаниями и формирования ЛПК в при работе с детьми должна являться игра, т.е. необходимые примеры и контрпримеры, как правило, должны носить форму игры (при обучении обеспечивается отсутствие в детях чувства ответственности за его результаты). 2) Курс для детей предполагает самое активное привлечение к процессу обучения родителей (причем как правило одного родителя, посещающего весь курс, что позволяет обеспечить полноту усвоения им необходимого материала и лучший контакт с преподавателями). Это требование связано с тем, что:
3) Двойной (параллельный) характер ведения занятий (для детей и родителей одновременно) заставляет перейти к бригадной работе преподавателей (2-3 человека, работающих в едином стиле для достижения общих целей). При этом заметно возрастают требования к преподавателям. Здесь желательны:
4) Большое значение при ведении курса должно быть уделено вопросам этики, воспитания у обучаемых разумных (полезных для общества) норм поведения. Это связано не только с общими соображениями, но и с изложенными в предыдущем разделе требованиями к обучению. Повышенная эмоциональная реактивность детей и сам характер занятий, включающих формирование у них чувства взаимопомощи, отзывчивости, доброты, внимания к другому требуют максимально ненасильственных и неконкурентных методов управления, в частности не опирающихся на взаимное сравнение (работает педагогическое правило: “Никогда не сравнивай одного человека с другим; сравнивать человека можно только с самим собой”). Этим определяются и средства формирования у учеников необходимого интереса (потребностей), создания нужной атмосферы занятий. Ненасильственность является категорическим императивом ведения занятий. Дети в процессе занятий свободны и раскованы, что, кстати, дает им возможность “подкачки” своего энергопотенциала в процессе решения задачи и повышает эффективность остальных частей курса. Любые наказания запрещены или, по крайней мере, сильно ограничены. Решение этих задач достигается, в частности, за счет:
При этом помимо вообще игрового подхода приходится применять целый ряд эмпирически найденных приемов обеспечения внимания и дисциплины (включая журнал поведения, с самостоятельным выставлением детьми оценок, активное использование методов отсеивания помех и взаимопомощи при проведении занятий и др.). В курсе задействованы специальные психотехнические упражнения для настройки на каждое занятие, чтение специально подобранной литературы с ее обсуждением и др. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |