Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Меерович Марк Иосифович
Шрагина Лариса Исааковна
Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ

Занятие 1. ПРОБЛЕМА РОБИНЗОНА.
Домашнее задание:

Используя понятие об идеальном решении, найдите решение следующей проблемы.

Для выпуска одного механизма необходимо изготовлять чугунные детали в форме трубы больших размеров: длина 1200 мм, наружный диаметр 800 мм, внутренний диаметр – 500 мм с высокой чистотой поверхности. Для этого решили сначала отлить заготовки с внутренним диаметром 470-480 мм, а потом обрабатывать их на токарном станке, так как чугун после литья не дает чистой поверхности.


Струнка

Для расточки внутренней поверхности начали проектировать специальный токарный станок. Чтобы проточить деталь в один проход (10-15 мм на сторону при числе оборотов - 20 в минуту), предложили очень жесткую схему станка с горизонтальной осью: на низком массивном фундаменте 1 поставили переднюю бабку с приводом 2 и планшайбой 3 и заднюю бабку 5. Расточка ведется резцом 4, закрепленным на шпинделе 6, который выдвигается из задней бабки на всю длину обработки. Чтобы иметь возможность ставить деталь 7 краном (вес детали порядка 2,5 тонн), расстояние между планшайбой и задней бабкой сделали 1500 мм, а заднюю бабку на фундаменте тоже укрепили жестко. Длина задней бабки (с приводом шпинделя) 1800 мм, а длина всего станка - около 4 м.

Чтобы обеспечить жесткость шпинделя на вылете 1500 мм из задней бабки, диаметр шпинделя сделали максимально большим – 460 мм.

Возникла проблема - как убирать стружку 8 из зоны обработки, чтобы она не забивалась в зазор между шпинделем и деталью, не царапала его поверхность и не нарушала точность обработки. Обычный способ - останавливать обработку, отводить шпиндель в заднюю бабку и выгребать стружку лопаткой - резко снижает производительность и очень неудобен, так как между торцом детали и задней бабкой расстояние всего 300мм. Как быть?

При выполнении этого задания, пожалуйста, не старайтесь УГАДАТЬ ответ. Постарайтесь изложить ХОД МЫСЛИ по анализу проблемы и объяснить каждый шаг.

Если у Вас появились достойные мысли по анализирумой проблеме, и Вы хотели бы обсудить их с автором данного задания, Марком Иосифовичем Мееровичем, просьба изложить эти мысли в письме по адресу triz-nov@mail.ru .

Для желающих продолжить обучение будут предложены следующие задания. Пишите.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)