Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Меерович Марк Иосифович
Шрагина Лариса Исааковна
Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ

Занятие 1. ПРОБЛЕМА РОБИНЗОНА.
(продолжение 2)

Для сопоставления эффективности методов мозгового штурма и алгоритма ТРИЗ проанализируем этапы решения задачи.

Если попросить автора каждой идеи, возникшей во время мозгового штурма, восстановить ход мысли, в результате которого данная идея появилась, то чаще всего отвечают: по ассоциации, по аналогии с чем-то уже известным, виденным, хорошо знакомым. Аналогизирование, как правило, прямое: необходимый признак или принцип переносятся обычно без существенных изменений. Если предложить участникам штурма оценить методику с точки зрения наличия каких-либо закономерностей, то ответ чаще всего будет отрицательным. Поэтому цена опыта, приобретенного в результате участия в штурме, очень невелика.

Почему это так? Прежде всего потому, что в методике МШ отсутствует этап АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ, и участники сразу начинают решать ее, кидая и развивая идеи. Но в методике нет критериев выбора направления поиска решения, нет критериев оценки идей, выдвигаемых непосредственно в ходе штурма. Основная красота штурма - в хаотичности выдвигаемых идей, поэтому очень часто новая выдвигаемая идея перебивает ход решения, ведущий к нужному ответу, и за- дача возвращается к своему началу.

Идея № 1, например, неприемлемая в принципе ("Прорыть канал к лодке"), получает вполне логичное и обоснованное технически развитие в виде идей №№ 2 и 3 - использовать дождевую воду для создания шлюзов. Но это развитие перебивается новой идеей № 4 - все-таки тянуть лодку. Идеи №№ 8, 9, 10, 11 тоже представляют собой постепенное развитие варианта, как можно уменьшить трение, и естественно подводят к идее № 12 - катить лодку. Но попытка решить новую задачу - поднять лодку - в конце концов опять уводит решение в сторону. В результате большинство выдвинутых идей (а иногда и все!) оказываются "пустыми", и время на их генерирование затрачено зря.

Кроме того, методика не дает уверенности, что в числе выдвинутых идей действительно находится та, которая приведет к единственно верному результату.

Алгоритм ТРИЗ требует начинать решение с анализа проблемной ситуации и определения основной функции системы. Для задачи Робинзона - это прежде всего надежность, поэтому дискуссии на тему "А зачем большая лодка?" сразу отменяются.

Анализ причины, из-за которой возникла проблема - трудности с созданием большой тяговой силы, необходимой, чтобы тащить лодку, приводят к выбору другого способа перемещения - катить. И еще десяток выдвинутых идей, связанных с "тащить", оказываются ненужными: запрягать коз, рубить деревья, смазывать поверхности жиром... Так возникает новая задача - поднять лодку, чтобы поставить ее на катки. НО (!) - вместо поисков вариантов "по аналогии" сразу выдвигается идеальное с точки зрения ситуации требование: лодка должна САМА СЕБЯ поднять. Тем самым отсекается возможность применения блоков, рычагов, растущих деревьев, воздушных шаров и других "пустых" вариантов идей. И остается только один, самый сильный и реальный.

Так алгоритм самой структурой своего построения устраняет недостатки, присущие мозговому штурму (и, как убедимся в дальнейшем, другим методам перебора вариантов). Изначальная нацеленность на идеальное решение отбрасывает самую возможность тратить время на генерирование и дальнейший анализ "пустых" идей, сужая в процессе решения поле поиска до той минимальной зоны, в которой существуют только сильные варианты.

Определим инструментарий, использованный при решении задачи алгоритмическим методом. Прежде всего это была четкая программа в виде некоторой универсальной последовательности шагов по анализу проблемы и преобразованию исходной ситуации до задачи и поиска ее решения. Эта программа называется АРПС - алгоритм решения проблемных ситуаций.

По ходу решения мы неоднократно исследовали сущность физических процессов, создающих проблемы. Да и само решение в конце концов свелось к поиску физического (в данной задаче) эффекта, обеспечивающего реализацию идеального варианта. Объем знаний о законах природы, необходимый для реализации идеи, составляет ИФ - информационный фонд.

Во время решения задачи к чисто логическим ходам мысли подключалось воображение, например, тогда, когда нужно было представить себе идеальный - отсутствующий - кран, мысленно разделить лодку на две части... Проблемой формирования управляемого воображения занимается специальный курс РТВ - развития творческого воображения.

АРПС, ИФ и РТВ - основные части теории решения изобретательских задач - ТРИЗ, основы которой в конце 40-х годов заложил и затем на протяжении всех последующих лет развивает инженер Г.С. Альтшуллер с соратниками и учениками.

Определим основные понятия ТРИЗ как науки.

1. ТРИЗ - это наука, изучающая объективные закономерности развития технических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) решения технических проблем.

В результате своего развития ТРИЗ стала основой для создания практической методологии анализа проблем, возникающих при функционировании искусственных систем. В настоящее время на базе ТРИЗ формируется теория развития искусственных систем (ТРИС). Отражая основные этапы мыслительных процессов, выполняемых субъектом при анализе проблемных ситуаций и поиске эффективных решений, эти теории все шире используются в системе образования как базовая методология для формирования культуры мышления.

2. Объект исследования ТРИЗ - развитие технических систем. Объект исследования ТРИС - развитие искусственных систем, в том числе стиль мышления как явление культуры.

3. Предмет исследования - выявление объективных закономерностей изменения технических (искусственных) систем. При исследовании стиля мышления выявляются условия его формирования.

4. Цель исследования - создание методологии, основанной на объективных закономерностях развития технических (искусственных) систем и предназначенной для поиска наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.

По мере развития методологии в качестве цели исследования рассматриваются возможности ее применения для формирования куль- туры мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности.

5. Методы исследования:

а) для искусственных (технических) проблем - анализ процесса изменения продукта изобретательской (творческой) деятельности;

б) для стиля мышления - анализ способов решения проблемных ситуаций.

6. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (АРПС) - модификация АРИЗ, основанная на объективных закономерностях развития искусственных систем и предназначенная для анализа проблемной ситуации и поиска наиболее эффективного ее решения. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ) - последовательность выполнения мыслительных операций, основанная на объективных закономерностях развития технических систем и предназначенная для анализа технической проблемы и поиска наиболее эффективного ее решения.

Краткие выводы по занятию 1:

1. На примере решения задачи Робинзона (спустить тяжелую лодку на воду) проведен сравнительный анализ эффективности метода мозгового штурма и алгоритма решения проблемной ситуации (АРПС), основного инструмента решения задач в ТРИЗ.

2. Показано, что в АРПС принцип последовательного анализа ситуации и противоречий, из-за которых возникла проблема, позволяет получить сильное решение без перебора большого количества вариантов.

3. Сравнение мозгового штурма и ТРИЗ как методов решения проблем показывает, что инструменты ТРИЗ позволяют вести осознанный, целенаправленный и управляемый анализ проблемы и поиск ее решения.

4. В процессе анализа задачи по алгоритму использованы понятия: основная функция, противоречие, идеальный (отсутствующий) объект, идеальное решение.

5. Определены основные составные части ТРИЗ: алгоритм решения проблемных ситуаций, информационный фонд и курс развития творческого воображения.

Контрольные вопросы:

1. В чем, на Ваш взгляд, различие между проблемой и задачей?

2. Как изменялась формулировка проблемы по мере ее анализа? Сколько раз изменялась эта формулировка? Какую задачу вы начинали решать и какую в конце концов решали?

3. Назовите преимущества ТРИЗ как метода решения задач по сравнению с методом мозгового штурма.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)