|
|||||||||
Меерович Марк Иосифович (продолжение 2) Для сопоставления эффективности методов мозгового штурма и алгоритма ТРИЗ проанализируем этапы решения задачи. Если попросить автора каждой идеи, возникшей во время мозгового штурма, восстановить ход мысли, в результате которого данная идея появилась, то чаще всего отвечают: по ассоциации, по аналогии с чем-то уже известным, виденным, хорошо знакомым. Аналогизирование, как правило, прямое: необходимый признак или принцип переносятся обычно без существенных изменений. Если предложить участникам штурма оценить методику с точки зрения наличия каких-либо закономерностей, то ответ чаще всего будет отрицательным. Поэтому цена опыта, приобретенного в результате участия в штурме, очень невелика. Почему это так? Прежде всего потому, что в методике МШ отсутствует этап АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ, и участники сразу начинают решать ее, кидая и развивая идеи. Но в методике нет критериев выбора направления поиска решения, нет критериев оценки идей, выдвигаемых непосредственно в ходе штурма. Основная красота штурма - в хаотичности выдвигаемых идей, поэтому очень часто новая выдвигаемая идея перебивает ход решения, ведущий к нужному ответу, и за- дача возвращается к своему началу. Идея № 1, например, неприемлемая в принципе ("Прорыть канал к лодке"), получает вполне логичное и обоснованное технически развитие в виде идей №№ 2 и 3 - использовать дождевую воду для создания шлюзов. Но это развитие перебивается новой идеей № 4 - все-таки тянуть лодку. Идеи №№ 8, 9, 10, 11 тоже представляют собой постепенное развитие варианта, как можно уменьшить трение, и естественно подводят к идее № 12 - катить лодку. Но попытка решить новую задачу - поднять лодку - в конце концов опять уводит решение в сторону. В результате большинство выдвинутых идей (а иногда и все!) оказываются "пустыми", и время на их генерирование затрачено зря. Кроме того, методика не дает уверенности, что в числе выдвинутых идей действительно находится та, которая приведет к единственно верному результату. Алгоритм ТРИЗ требует начинать решение с анализа проблемной ситуации и определения основной функции системы. Для задачи Робинзона - это прежде всего надежность, поэтому дискуссии на тему "А зачем большая лодка?" сразу отменяются. Анализ причины, из-за которой возникла проблема - трудности с созданием большой тяговой силы, необходимой, чтобы тащить лодку, приводят к выбору другого способа перемещения - катить. И еще десяток выдвинутых идей, связанных с "тащить", оказываются ненужными: запрягать коз, рубить деревья, смазывать поверхности жиром... Так возникает новая задача - поднять лодку, чтобы поставить ее на катки. НО (!) - вместо поисков вариантов "по аналогии" сразу выдвигается идеальное с точки зрения ситуации требование: лодка должна САМА СЕБЯ поднять. Тем самым отсекается возможность применения блоков, рычагов, растущих деревьев, воздушных шаров и других "пустых" вариантов идей. И остается только один, самый сильный и реальный. Так алгоритм самой структурой своего построения устраняет недостатки, присущие мозговому штурму (и, как убедимся в дальнейшем, другим методам перебора вариантов). Изначальная нацеленность на идеальное решение отбрасывает самую возможность тратить время на генерирование и дальнейший анализ "пустых" идей, сужая в процессе решения поле поиска до той минимальной зоны, в которой существуют только сильные варианты. Определим инструментарий, использованный при решении задачи алгоритмическим методом. Прежде всего это была четкая программа в виде некоторой универсальной последовательности шагов по анализу проблемы и преобразованию исходной ситуации до задачи и поиска ее решения. Эта программа называется АРПС - алгоритм решения проблемных ситуаций. По ходу решения мы неоднократно исследовали сущность физических процессов, создающих проблемы. Да и само решение в конце концов свелось к поиску физического (в данной задаче) эффекта, обеспечивающего реализацию идеального варианта. Объем знаний о законах природы, необходимый для реализации идеи, составляет ИФ - информационный фонд. Во время решения задачи к чисто логическим ходам мысли подключалось воображение, например, тогда, когда нужно было представить себе идеальный - отсутствующий - кран, мысленно разделить лодку на две части... Проблемой формирования управляемого воображения занимается специальный курс РТВ - развития творческого воображения. АРПС, ИФ и РТВ - основные части теории решения изобретательских задач - ТРИЗ, основы которой в конце 40-х годов заложил и затем на протяжении всех последующих лет развивает инженер Г.С. Альтшуллер с соратниками и учениками. Определим основные понятия ТРИЗ как науки. 1. ТРИЗ - это наука, изучающая объективные закономерности развития технических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) решения технических проблем. В результате своего развития ТРИЗ стала основой для создания практической методологии анализа проблем, возникающих при функционировании искусственных систем. В настоящее время на базе ТРИЗ формируется теория развития искусственных систем (ТРИС). Отражая основные этапы мыслительных процессов, выполняемых субъектом при анализе проблемных ситуаций и поиске эффективных решений, эти теории все шире используются в системе образования как базовая методология для формирования культуры мышления. 2. Объект исследования ТРИЗ - развитие технических систем. Объект исследования ТРИС - развитие искусственных систем, в том числе стиль мышления как явление культуры. 3. Предмет исследования - выявление объективных закономерностей изменения технических (искусственных) систем. При исследовании стиля мышления выявляются условия его формирования. 4. Цель исследования - создание методологии, основанной на объективных закономерностях развития технических (искусственных) систем и предназначенной для поиска наиболее эффективных решений проблемных ситуаций. По мере развития методологии в качестве цели исследования рассматриваются возможности ее применения для формирования куль- туры мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности. 5. Методы исследования: а) для искусственных (технических) проблем - анализ процесса изменения продукта изобретательской (творческой) деятельности; б) для стиля мышления - анализ способов решения проблемных ситуаций. 6. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (АРПС) - модификация АРИЗ, основанная на объективных закономерностях развития искусственных систем и предназначенная для анализа проблемной ситуации и поиска наиболее эффективного ее решения. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ) - последовательность выполнения мыслительных операций, основанная на объективных закономерностях развития технических систем и предназначенная для анализа технической проблемы и поиска наиболее эффективного ее решения. Краткие выводы по занятию 1: 1. На примере решения задачи Робинзона (спустить тяжелую лодку на воду) проведен сравнительный анализ эффективности метода мозгового штурма и алгоритма решения проблемной ситуации (АРПС), основного инструмента решения задач в ТРИЗ. 2. Показано, что в АРПС принцип последовательного анализа ситуации и противоречий, из-за которых возникла проблема, позволяет получить сильное решение без перебора большого количества вариантов. 3. Сравнение мозгового штурма и ТРИЗ как методов решения проблем показывает, что инструменты ТРИЗ позволяют вести осознанный, целенаправленный и управляемый анализ проблемы и поиск ее решения. 4. В процессе анализа задачи по алгоритму использованы понятия: основная функция, противоречие, идеальный (отсутствующий) объект, идеальное решение. 5. Определены основные составные части ТРИЗ: алгоритм решения проблемных ситуаций, информационный фонд и курс развития творческого воображения. Контрольные вопросы: 1. В чем, на Ваш взгляд, различие между проблемой и задачей? 2. Как изменялась формулировка проблемы по мере ее анализа? Сколько раз изменялась эта формулировка? Какую задачу вы начинали решать и какую в конце концов решали? 3. Назовите преимущества ТРИЗ как метода решения задач по сравнению с методом мозгового штурма. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |