Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части
Упражнения для развития функционального мышления у детей
Контрольные ответы

Упражнение 5. "Цепочка вопросов “Зачем?”"

Это - "коронная" игра на функциональное мышление и очень трудная.

Методика проведения игры:

Называется какой-нибудь предмет, состояние или функция, а потом на любой ответ много раз подряд задаются вопросы, начинающиеся со слова “Зачем?”.

Например:

  • Зачем сделан стол? Чтобы класть на него разные предметы, - тарелки, ложки, вилки, хлеб, еду.
  • Зачем класть на него тарелки и ложки?
    Чтобы удобно было есть.
  • Зачем есть?
    Чтобы быть сытым.
  • Зачем быть сытым?
    Чтобы не умереть с голоду.
  • Зачем не умирать с голоду?
    Чтобы жить.
  • Зачем жить?!!!
    Чтобы быть счастливым.
  • Зачем быть счастливым?
    Это цель жизни!

Вот к какому глобальному философскому вопросу мы подошли, задавая, на первый взгляд, невинный вопрос “Зачем?”.

  • Зачем разрешать противоречия?
    Чтобы улучшить систему, в которой оно возникло.
  • Зачем улучшать систему?
    Чтобы она лучше удовлетворяла потребности людей.
  • Зачем лучше удовлетворять потребности людей?
    Чтобы они были счастливы.
  • Зачем быть счастливым?
    Чтобы выполнить цель жизни.
  • Зачем выполнять цель жизни?
    Сколько раз можно повторять? Чтобы быть счастливым!!!

Любопытно, что по поводу какого бы полезного предмета мы не начали задавать подобную серию вопросов, мы придем, как правило, к одному и тому же конечному ответу - "Чтобы быть счастливым".

Это лишний раз подтверждает, что функциональный подход действительно "человеколюбив".

Задание: Постройте с ребенком цепочку ответов на вопросы “Зачем?” для следующих объектов (предметов и действий): комнатные тапочки, книга, ходить в школу, петь в хоре, авторучка, самолет, кожаная куртка, зонтик, заниматься спортом… Предложите свои объекты.

Контрольные ответы

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)