|
|||||||||
Развитие диалектического мышления(продолжение 1)Что такое диалектика и зачем она нужна людям?Многих пугает сам термин - "диалектика". С этим термином связывают что-то сложное, доступное только избранным и уж, конечно, совершенно ненужное и недоступное детям. Опыт обучения Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) говорит, что основные законы диалектики с легкостью могут быть поняты даже детьми дошкольного возраста. Видимо, одна из причин - это не столько трудность самого предмета диалектики, сколько трудный язык, каким она излагается. Диалектика излагается обычно языком Гегеля, создавшего систематическую теорию диалектики. А язык Гегеля на редкость труден, это признают и профессионалы философы. Мы сделаем попытку изложить некоторые положения диалектики по возможности просто, кратко и ясно, без специальных терминов, только самую суть. А для детей диалектика изложена в виде игр и упражнений, на основе которых дети сами для себя откроют некоторые законы и освоят диалектическое мышление. Основные законы диалектикиВ древности Гераклит, Платон, Аристотель под диалектикой понимали
искусство вести беседы или споры с целью нахождения истины.
Попробуем изложить несколько мировоззренческих принципов диалектики. 1. Все в природе изменяется и развивается. Ничего нет неизменного,
даже сама диалектика и её законы. Неизменен только сам факт существования
материи и ее изменения.
Сохранилась любопытная то ли легенда, то ли быль о происхождении термина, обозначающего самое широкое понятие на свете – “материя”. Фалес Милетский, древне-греческий мыслитель (6 век до н. э.), предложил для каждого понятия подбирать другое понятие, более широкое и общее. Например. Что такое Фалес? Житель Милета. Что такое житель Милета? Грек. Что такое Грек? Человек. Что такое человек? Живое существо. Что такое живое существо? Фалесу было трудно ответить, потому что не было такого общего понятия в греческом языке. Два века спустя такое название предложил Аристотель – слово “лес”, как строительный материал, из которого делаются любые постройки. Римляне, перенимая греческую философию, перевели это слово на свой язык: по латыни “строительный материал” будет “материес”. А отсюда пошло слово материя, которым и до наших дней философы называют все вместе взятое, что существует на свете. Пифагор рассуждал иначе. Он считал началом всех начал число и стал родоначальником идеализма - философского направления, обратного материалистическому. Пифагор говорил: “Я не учу мудрости, я исцеляю от невежества”. Какая разница между обучением мудрости и исцелением от невежества? Исцелять от невежества – это говорить, что ложно, а учить мудрости, это говорить, что истинно. ТРИЗ, кстати, занимается и тем и другим. 2. Что является причиной изменения и развития? Разобьем вопрос на две части: для живой и для неживой природы. Неживая природа изменяется согласно законам природы, в ней противоречий нет, так как все происходит по объективным законам. Подразумевается, что Мир детерминирован, то есть все явления причинно обусловлены. Другое дело, знаем мы эти причины или нет. Живая природа тоже изменяется в соответствии с законами природы, но, обладая возможностью ставить цели и свободой выбора, развивается, разрешая противоречия. Процесс разрешения противоречия и является развитием. Под противоречием в данном рассмотрении будем понимать столкновение двух противоположных требований (желаний) к качествам, количеству или поведению одного и того же объекта. Например: отец хочет спать, а сын - слушать громкую музыку в той же самой комнате. Или, такой пример: автор хочет, чтобы в его книге были цветные иллюстрации, а издатель хочет, чтобы иллюстраций не было совсем, чтобы себестоимость книги была минимальной, но чтобы при этом, книга раскупалась по высокой цене. Если считать разрешения противоречий причиной развития, то и развитие является причиной возникгновения новых противоречий. Более подробно о противоречиях - основном понятии ТРИЗ - мы поговорим в разделе о развитии ТРИЗовского мышления. 3. Как идет развитие? Развитие систем идет неравномерно. Если не вмешиваться в процесс, то развитие пойдет в два этапа: первый - медленное (по сравнению со вторым этапом) накапливание количественных изменений, часто незаметных, которые обязательно когда-нибудь приведут ко второму этапу - резким качественным изменениям, называемым скачками (переход количественных изменений в качественные). Дадим определения этим понятиям. Количество - множество, число кого-нибудь или чего-нибудь (объектов, запасов, случаев...). Обычно определяется числом. Например, степень нагрева в градусах Цельсия определяет количество тепла. А количество воды в банке определяется количеством литров. Качество - это наличие у объекта свойств, отличающих его от других объектов. Например: жидкий, мягкий, твердый, умный... Скачок - это коренной перелом в развитии. Он наступает после того, как количественные изменения достигнут пороговой величины. Например, в сказке “О рыбаке и рыбке” рост недовольства Золотой рыбки жадностью Старухи привел к скачку - к потере Старухой всего полученного от рыбки. Или такой пример: внесли в теплую комнату кусок льда и положили в тарелку. Через час лёд растаял. Произошел переход одного агрегатного состояния в другое. Обязателен ли скачок? Если не вмешиваться в процесс, то изменение состояния обязательно. Если вовремя вмешаться в процесс, то можно предотвратить скачок, когда он вреден. (Не все скачки вредные). Этому-то и надо учить детей - вмешиваться и предотвращать вредные скачки, катастрофы, конфликты. Катастрофу, как пожар, легче предупредить, чем потом гасить. Рассмотрим несколько скачков свойств. Нагревание воды в чайнике приведет к кипению и выкипанию (скачок из жидкого в газообразное), а охлаждение воды приведет к её замерзанию (скачок из жидкого состояния в твердое). Изгибаемая палка в какой-то момент сломается, безмерно надуваемый мяч лопнет, растягиваемая резина порвется и т. д. Процесс прекращается, когда кончается ресурс, его поддерживающий. Так, свеча под колпаком погаснет, когда выгорит кислород. Костер по мере выгорания хвороста потухает. Очень полезно знать, когда скачок наступит и что будет дальше. Но это уже прерогатива других наук (Синергетика, Прогностика...). 4. В каком направлении идет развитие? Говорят, что в сторону разнообразия и усложнения систем. Не будем развивать этот тезис, но возьмем на заметку, - если это так, то не жди простой жизни. А если учесть, что нет таблеток от глупости, то ясно, что надо хорошо знать мир, в котором мы живем (законы) и развивать свое мышление, чтобы делать меньше ошибок. 5. Все в природе взаимосвязано, взаимозависимо, взаимосцеплено, взаимообусловлено. Поэтому и говорят, что Мир един. Единство Мира - в его связях и взаимодействиях. А если взаимодействует, то и изменяется. В частности, из этого положения можно вывести следствие: если что-то изменил, то ищи, - что где-то, когда-то и кому-то будет хорошо, а где-то, когда-то и кому-то может быть плохо. И еще. Разделение наук на физику, химию, географию, астрономию и т.д. чисто условно. Так сделано, чтобы как-то изучить наш сложный мир, разбить на части и изучать по частям. Дети это должны понимать, а учителя "перекидывать мостики" от своей науки к другим наукам. Этот закон хорошо знают экологи - в Мире единая водная среда, единая воздушная среда, биосфера... На основе этого закона строится Глобальное мышление и ищутся причинно-следственные связи. Например, опытный наблюдательный врач может по пульсу и по руке определить сотню болезней. В заключение отметим, что все законы диалектики действуют одновременно, а связи, как правило, двухсторонние. Воздушная среда воздействует на растения, а растения на воздушную среду, например, обогащая её кислородом. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |