Развитие диалектического мышления
(продолжение 2)
Что такое диалектическое мышление?
Рассмотрев законы диалектики и некоторые следствия из них, легче
ответить на поставленный выше вопрос – в чем состоит умение использовать
законы диалектики в жизни, в том числе и в повседневной?
Посмотрим, какие еще можно сделать практические выводы из рассмотренных
законов диалектики?
1. Если всё развивается, то нет предела и совершенствованию.
Всё то, что считается совершенством в настоящее время, через какой-то срок
окажется несовершенным. Если все изменяется, то и совершенствовать можно
всё.
2. Разрешил противоречие сейчас - молодец, но жди, что через некоторое
время "вылезет" новое противоречие. И опять его надо будет разрешать,
а потом опять... Это и называется жизнь. А еще говорят, что диалектика
далека от жизни!
3. Не разрешил противоречие вовремя, жди катастрофу. Так, противоречия
в СССР не разрешались много десятилетий, вот и произошел системный кризис.
И преодолевать его надо системно, это долго, но это возможно.
4. У каждой системы огромное количество разных свойств. А у живых
систем еще и огромное количество желаний и потребностей, поэтому можно
утверждать, что во всем хорошем найдется что-то плохое, а во всем плохом
можно найти что-то хорошее и для себя лично и для других. Отсюда можно
вывести и следующее:
- когда тебя убеждают, что это, мол, хорошо, - знай, что в
этом есть и что-то плохое! И наоборот.
- все можно обратить и во вред, и в пользу, поэтому полезно иметь в
голове "контрольную" мысль: “А что здесь плохого?”. По крайней мере, эта
мысль заставляет быть всегда начеку.
Очень хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в самом раннем возрасте
в интересной и доступной форме. К этому мы и приступим. Начнем с простого.
Переход количественных изменений в качественные
Пришел Чебурашка в молочную лавку и спрашивает:
- Сколько стоит капелька молока?
- Ничего не стоит, - говорит продавщица.
- Тогда накапайте мне трехлитровую баночку.
Как объяснить детям, что любой процесс в природе (и между людьми) не бесконечен,
что какой-то конец неизбежен? А можно ли предсказать, когда этот конец
наступит и каким он будет? Что делать, чтобы не было плохо? Ведь это же
очень важно, чтобы скачок свойств не был для нас неожиданным и чтобы не
было "как всегда". Эти вопросы сложны и для взрослых. А мы попробуем решить
еще более сложную задачу - сделаем так, чтобы ребенок сам ответил
на поставленные вопросы.
Например, так:
Вопросом: "А что будет, если ...?" Вы "запускаете" процесс вопросов
и ответов. Далее просите ребенка рассказать, что будет дальше, ещё дальше,
ещё дальше..., чем дело кончится.
После нескольких подобного рода рассмотрений протекания различных процессов
(обязательно до их естественного конца!), попросите ребенка подумать, сравнить
и сказать, что общего в протекании всех рассмотренных процессов. Наводящими
вопросами помогите ребенку самому сформулировать рассматриваемые законы
перехода количества в качество и конечности протекания процессов. Если
ребенок сам скажет слово "скачок", Вы можете поздравить себя и ребенка
с крупной победой.
Чтобы не было плохо, надо процессом управлять. Если процессом не управлять,
то молоко убежит, каша подгорит, на поезд опоздаешь, печка прогорит...
Приведем несколько ситуаций, в результате рассмотрения которых, ребенок
САМ сможет сделать необходимые обобщения.
Ситуация 1.
- Что будет, если начать надувать резиновый шарик?
Он будет надуваться.
- А если продолжать надувать?
Он будет огромным.
- А если продолжать надувать?
Он лопнет.
- Почему он лопнет?
Обсудите ситуацию. Какие процессы произошли? Сначала шарик был "сдутым",
потом стал наполняться воздухом, увеличиваться, увеличиваться, резина растягивалась,
растягивалась, стала совсем тонкой, потеряла прочность и шарик лопнул.
Ситуация 2.
- Что будет, если ты съешь одно мороженое?
Захочу второе.
- А если съешь второе мороженое?
Захочу третье.
- А что будет, если человек съест десять мороженых?
Наверно, животик инеем покроется и человек заболеет.
Был здоров - стал больным.
Следует поговорить с ребенком о том, что такое процесс (последовательная
смена состояний), что все процессы кончаются, что есть процессы, которые
могут кончаться плохо, если их вовремя не прервать, а есть процессы, которые
кончаются незаметно, например, растворение сахара в стакане с чаем.
Ситуация 3.
- К чему приведет бесконечное увеличение числа сторон правильного
многоугольника?
Посмотрим: равносторонний треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник,
семиугольник... стоугольник... миллионугольник... Незаметно треугольник
превратился в бесконечноугольник, а далее в свою противоположность в "безугольник",
в "нольугольник" ... в окружность!
Опять количество перешло в качество.
Ситуация 4.
- Что будет, если под кран, из которого капает вода, подставить пустое
ведро?
Через какое-то время оно наполнится.
Было пустым - стало полным.
- Что будет, если посадить семечко во влажную плодородную землю?
- Что будет, если долго складывать кубики один на другой?
- Ты каждый день ходишь в школу. Чем закончится этот процесс?
Попросите ребенка самого придумать процессы, рассмотрите, чем они закончатся,
если в них не вмешиваться. Научите ребенка стараться предвидеть окончание
процесса с тем, чтобы вовремя вмешаться, изменить ход процесса, не допуская
конфликтов и беды.
Естественные природные явления подчиняются закону перехода количества
в качество и потому хорошо иллюстрируют скачкообразность развития.
Рассмотрите процесс развития бабочки. Какой закон диалектики он демонстрирует?
Определите количество основных скачков в этом процессе.
|