Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Разрешение противоречий

Однажды греческий посол Исмений прибыл ко двору персидского царя Артаксеркса I. Послу шепнули: “Поклонись повелителю всех персов до земли, иначе не заметит”. Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям.

Задача 1. Кланяться не хочется и не поклониться нельзя (иначе переговоры не состоятся). Как быть?

Приближаясь к трону, Исмений, будто невзначай, выронил перстень. Естественно, он остановился, наклонился и поднял его...

Отдав должное находчивости древнегреческого посла, постараемся сделать из ситуации более общий вывод, дающий плодоносные следствия. Творчество — всегда изменение. При реализации нашего “хочу” мы неизбежно изменяем соответствующую систему, в которой всегда возникает реальная “реакция” (в приведенном случае — гнев царя), как ответ на изменение системы. (Заметим — подобный принцип есть в естествознании и носит имя Ла Шателье.)

Мы еще не раз убедимся: умело используя “реакцию” системы, можно эффективно решать задачи из различных областей деятельности.

...Рассказывают, что великий итальянский актер Томмазо Сальвини в пьесе “Отелло” в сцене удушения Дездемоны вызывал ужас у всех присутствующих, даже у коллег-актеров. Они пугались, что он не “ушел в роль”, а действительно душит актрису... Актер узнал об этом.

Задача 2. Сформулируем противоречие: с одной стороны, Т. Сальвини должен “душить” Дездемону, с другой, — не нервировать актеров труппы. Как быть?

Ух, как страшно!!!

Обыденная логика подсказывает два варианта: или “душить” спокойно (но тогда зрители не поверят игре артиста), или “душить” яростно (тоже нельзя). Примечательна схема решения: илиили. Постараемся реализовать вариант ии — и “душить”, и “не душить”... Это можно сделать, если разрешить сформулированное выше противоречие во времени. Т.Сальвини на одном из представлений яростно “душил” Дездемону, но на долю секунды оторвался от пьесы, подмигнул стоящим за кулисами бледным от потрясения актерам и продолжал дальше душить венецианку...

А вот пример из технической области.

Задача 3. В нашей стране работают так называемые мастера-микроминиатюристы. Им ничего не стоит провести верблюда и даже целый караван через игольное ушко! Ведь все: животные, погонщики, поклажа — выполнено из куска волоса! В работе такого мастера множество сложностей. Одна из них — собственное сердце. Каждый удар сердца отдается на кончике инструмента и способен разрушить многодневный труд, сконцентрированный в объеме доли миллиметра. Как быть?

Опять противоречие: мастер должен обрабатывать микрозаготовку и не может, ибо это сопряжено с вредным действием, т. е. ударами сердца. Практически все мастера-микроминиатюристы научились обрабатывать заготовку в паузах между ударами своего сердца...

Заметим: мы взяли задачи из абсолютно разных областей деятельности, но они успешно решаются одним приемом — разрешением скрытого в них противоречия во времени. Надо сказать, что каждый читатель не раз встречался с примерами подобного типа, возможно, не осознавая их единый принцип. Вспомним светофор, попеременно разрешающий движение транспорта на перекрестке, частотное разделение каналов радио- и телестанций, чередование труда и отдыха и т. д.

Обратимся к новому примеру.

Задача 4. Александрийский маяк на египетском берегу Средиземного моря — одно из семи чудес света древнего мира. Историки до сих пор спорят о том, какова была его высота — 56, 100 или 550 метров? Но Вы понимаете: такой маяк, сооруженный без машин, — памятник человеческой мечте и делу. И вот, когда строительство шло к завершению, строителя маяка вызвал император.

“Ты высечешь на маяке мое имя!” — повелел он.

Что же делать вложившему в строительство годы жизни, все свои знания? Не повиноваться капризу императора, и пальцем не притронувшегося к маяку? Нельзя. Казнят. Написать и восхвалить в веках? Несправедливо.

Строитель подумал и... высек свое имя на камнях маяка. Потом покрыл надпись слоем известки, а уже по нему начертал имя императора. Он знал: известь осыплется лет через 20, ну через 30. Но что такое даже 30 лет по сравнению с чудом света! И для потомков откроется надпись: “Для богов и во имя спасения моряков построил Состратос из Книда, сын Дексифона”.

Да, есть задачи, где следует выполнить не одно, а непременно оба требования. Например, поклониться и не поклониться, душить и не душить, дышать и не дышать, писать и не писать. И оказывается, те действия, что нельзя выполнить в один момент времени, можно выполнить в два разных момента.

Или, более научно:
 
 

Разрешение противоречия во времени — в один интервал времени система обладает свойством “А”, а в другой интервал времени — свойством “не А”.

Задача 5. Вот отрывок из книги по истории авиации. “В 1915 г. в руки немцев попал французский самолет-истребитель. При осмотре машины выяснился, секрет успехов французов в боях с немецкими самолетами. Пулемет у французов стрелял через собственный винт, а на лопастях винта были приклепаны стальные пластинки, они отражали пули, если те попадали в лопасти. Немцы скопировали новинку, но в отличие от мягких французских пуль немецкие пули разносили собственные же (!) винты в щепки”. Противоречие: пулемет должен стрелять через винт и не должен. Как его разрешить во времени?

Что бы предложили Вы? Контрольный ответ смотрите здесь.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)