Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 11. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

Цель преподавателя:

  • Обучить студентов моделям составления рифмованных текстов.
  • Формировать умение составлять рифмовки по содержанию картин.
  • Обучить студентов методике работы с дошкольниками по составлению рифмованных текстов.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо обсудить признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие (н-р: дети…, семья…, посуда…). Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые.

Слова в высказываниях должны рифмоваться.

Для создания рифмованного текста можно пользоваться алгоритмом:

Жили-были как-то кто-то,
Ой, какие были кто-то,
Что-то делали они,
На картину посмотри.
И закончив, говори:
“Вот какие кто-то
На картине той-то…”.

Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов “Если эти кто-то…, то они чего-то…”, “Кто-то был такой-то и свершал он то-то…”, “Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…”.

Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания.

Приложение № 11.

Методика работы с детьми.

Работа должна строиться в определенной последовательности.

Сначала проводятся игры с детьми по картине: “Складушки-ладушки”, в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой.

Затем побуждать детей составлять двухстрочники.

Итогом служит создание рифмованных текстов по алгоритму (см. выше).

Методические рекомендации.

  • Проводится предварительная работа, включающая в себя анализ стихотворных произведений.
  • Игры по составлению рифмы.
  • Лексические упражнения по подбору аналогичных признаков, действий с целью активизации прилагательных и глаголов.
  • Упражнения по моделированию созданного текста.

Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов.

  1. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места действия (обитания).
  2. Подбор рифмующихся между собой слов.
  3. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.
  4. Выразительное прочтение рифмовки.

Тренинги.

  • Упражнения в придумывании рифмовок по мотивам содержания картины.
  • Анализ стихотворных текстов, созданных детьми.
  • Самостоятельное создание вариантов игр и упражнений по созданию рифмовок
  • Самостоятельное создание моделей создания рифмованных текстов.

Результат обучения студентов.

  1. Знают алгоритм действий по созданию рифмованных текстов.
  2. Умеют создавать рифмовки по содержанию картины.
  3. Умеют проводить с детьми разного дошкольного возраста игры по созданию рифмованных текстов.
  4. Понимают назначение данного этапа для речевого развития ребенка.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)