Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.
Технология составления творческих текстов по картине
Оглавление
Технологическая карта № 7. Составление рассказов с разных
точек зрения.
Цель преподавателя:
-
Обобщить знания студентов о признаках проявления разных эмоциональных состояний
и причинах их изменения.
-
Уточнить знания о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера
объекта.
-
Обучить методике работы с дошкольниками по составлению творческих рассказов
от первого лица с заранее заданной характеристикой.
-
Упражнять в умении перевоплощаться, изменять свое настроение во времени
и составлять связный творческий рассказ от первого лица.
Информация, сообщаемая студентам.
Базовая информация.
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить
следующие знания.
А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:
Грустный – веселый.
Спокойный – возбужденный.
Сытый – голодный.
Здоровый – больной…
Б) О разнообразных чертах характера: добрый – злой, трудолюбивый – ленивый,
вежливый – грубый, умный – глупый…
В) Признаки проявления этого эмоционального состояния. Например:
-
веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…)
-
грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…)
-
больной (раздражается, ворчит, требует повышенного к себе внимания, жалуется
на свое здоровье…)
-
добрый (все любит, заботится, помогает, хлопочет…)
Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи,
сила голоса, тембр…), правила их применения.
Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить
его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный
или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой – неживой
природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий,
изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями,
мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.
Приложение № 7.
Методика работы с детьми.
Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого
лица необходимо провести следующие творческие задания, которые имеют следующее
содержание:
-
“Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот”.
-
“Покажи действием и мимикой изменение твоего эмоционального состояния”.
-
“Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации. Опиши
твое эмоциональное и физическое состояние с использованием междометий и
разных средств выразительности речи”.
-
“Драматизация художественных произведений, при которых особое значение
придается не действию, а эмоциональному состоянию героя”.
Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе
одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется
прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом
и “входит” в его эмоциональное состояние или принимает черту характера.
Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших
проблем. Побуждать детей в тексте использовать приемы решения проблем и
объяснение стабилизации его эмоционального состояния.
Методические рекомендации.
-
При выборе объекта и эмоциональной характеристики необходимо учитывать
возраст ребенка.
-
Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов,
но и частей объекта (глаза кошки – мамы) или места происходящего (я – сарай,
в котором находится кошачья семья).
-
От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый – злой) осуществлять
переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).
-
Формы организации работы с детьми могут быть разными:
- коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ с точки
зрения одного героя;
- подгрупповые, при которых воспитатель дает противоположные характеристики
одного героя;
- индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем
(герой и его состояние) или самостоятельно выбраны ребенком.
-
Соблюдать структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя “Я
– тот-то…”, потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение,
или характер, далее описать восприятие изображенного на картине глазами
выбранного героя и решение проблемных ситуаций. Окончание рассказа – восстановление
эмоционального равновесия героя с окружением. После представленного текста,
ребенок дает название своему рассказу.
Алгоритм мыслительных действий.
-
Выбрать объект (героя) на картине.
-
Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
-
Войти в образ героя.
-
Описать восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта
с заданной эмоциональной характеристикой.
-
Решение проблемных ситуаций и изменение эмоционального состояния героя
в сторону равновесия.
Тренинги.
-
Апробация студентами разных вариантов упражнений по отработке эмпатических
состояний.
-
Составление творческих рассказов по картине с самостоятельно выбранным
героем и его характеристика. Оформление книжек-малышек.
-
Разыгывание составленного рассказа “Я – образ” с привлечением различных
средств невербальной выразительности.
-
Упражнения, связанные с психогимнастикой и театральной техникой (мимика,
жест, интонация, ритм, темп и др.)
-
Анализ детских рассказов и видеоматериалов.
-
Составление перспективных планов по обучению детей разного возраста созданию
рассказов “Я – образ”.
Результат обучения студентов.
-
Знают алгоритм мыслительных действий составления рассказов “Я – образ”.
-
Умеют составлять варианты творческих рассказов по одному выбранному герою
с различными эмоциональными характеристиками.
-
Умеют обучать детей разного возраста составлению рассказов “Я – тот-то…”.
-
Понимают назначение данного этапа.
|