Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 7. Составление рассказов с разных точек зрения.

Цель преподавателя:

  • Обобщить знания студентов о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения.
  • Уточнить знания о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта.
  • Обучить методике работы с дошкольниками по составлению творческих рассказов от первого лица с заранее заданной характеристикой.
  • Упражнять в умении перевоплощаться, изменять свое настроение во времени и составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.

А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:

Грустный – веселый.
Спокойный – возбужденный.
Сытый – голодный.
Здоровый – больной…

Б) О разнообразных чертах характера: добрый – злой, трудолюбивый – ленивый, вежливый – грубый, умный – глупый…

В) Признаки проявления этого эмоционального состояния. Например:

  • веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…)

  • грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…)

  • больной (раздражается, ворчит, требует повышенного к себе внимания, жалуется на свое здоровье…)

  • добрый (все любит, заботится, помогает, хлопочет…)

Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой – неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.

Приложение № 7.

Методика работы с детьми.

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести следующие творческие задания, которые имеют следующее содержание:

  • “Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот”.
  • “Покажи действием и мимикой изменение твоего эмоционального состояния”.
  • “Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации. Опиши твое эмоциональное и физическое состояние с использованием междометий и разных средств выразительности речи”.
  • “Драматизация художественных произведений, при которых особое значение придается не действию, а эмоциональному состоянию героя”.

Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и “входит” в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Побуждать детей в тексте использовать приемы решения проблем и объяснение стабилизации его эмоционального состояния.

Методические рекомендации.

  • При выборе объекта и эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.
  • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки – мамы) или места происходящего (я – сарай, в котором находится кошачья семья).
  • От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый – злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).
  • Формы организации работы с детьми могут быть разными:
- коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ с точки зрения одного героя;
- подгрупповые, при которых воспитатель дает противоположные характеристики одного героя;
- индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем (герой и его состояние) или самостоятельно выбраны ребенком.
  • Соблюдать структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя “Я – тот-то…”, потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, или характер, далее описать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя и решение проблемных ситуаций. Окончание рассказа – восстановление эмоционального равновесия героя с окружением. После представленного текста, ребенок дает название своему рассказу.

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Выбрать объект (героя) на картине.
  2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
  3. Войти в образ героя.
  4. Описать восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
  5. Решение проблемных ситуаций и изменение эмоционального состояния героя в сторону равновесия.

Тренинги.

  • Апробация студентами разных вариантов упражнений по отработке эмпатических состояний.
  • Составление творческих рассказов по картине с самостоятельно выбранным героем и его характеристика. Оформление книжек-малышек.
  • Разыгывание составленного рассказа “Я – образ” с привлечением различных средств невербальной выразительности.
  • Упражнения, связанные с психогимнастикой и театральной техникой (мимика, жест, интонация, ритм, темп и др.)
  • Анализ детских рассказов и видеоматериалов.
  • Составление перспективных планов по обучению детей разного возраста созданию рассказов “Я – образ”.

Результат обучения студентов.

  1. Знают алгоритм мыслительных действий составления рассказов “Я – образ”.
  2. Умеют составлять варианты творческих рассказов по одному выбранному герою с различными эмоциональными характеристиками.
  3. Умеют обучать детей разного возраста составлению рассказов “Я – тот-то…”.
  4. Понимают назначение данного этапа.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)