Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Технологическая карта № 6. Описание местонахождения объектов на картине.

Цель преподавателя:

  • Учить студентов пространственной ориентировке на картине.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
  • Научить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.
  • Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины; правый – левый, верхний – нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после…

Методика работы с детьми.

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: плоскостная “Да-Нет”, “Ожившая картина”.

Игра “Да–Нет” организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект “оживает” и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

Приложение № 6.

Методические рекомендации.

  • Дети должны знать правила игры в плоскостную “Да-Нет”: вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только “Да” или “Нет”. Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости (приложение № 12).
  • Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел…
  • Данный этап целесообразно использовать с детьми после четырех лет.
  • Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте. В этом случае задача переноса ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется.
  • После того как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ – описание своего местонахождения относительно других объектов.
  • Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами.
  • Усложнением может служить схематизация на отдельном листе бумаги “ожившего” ранее объекта во взаимосвязях с другими объектами.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине.

  1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
  2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.

Тренинги.

  • Игра “Да-Нет” на загаданный объект на картине.
  • Игра “Угадай объект по месту описания на картине”.
  • Игра “Окажись около объекта и опиши местонахождение других объектов по отношению к себе”.
  • Создание “живых картинок” командами и составление коллективного рассказа из отдельных рассказов каждого участника, взявшего на себя роль.
  • Анализ видеозаписей и рассказов детей.
  • Создание и апробация игр для детей по ориентировке в пространстве.

Результат обучения студентов.

  1. Знают модель составления описательных рассказов по местонахождению объектов на картине.
  2. Умеют составлять рассказы – описания местонахождения объекта на любой картине.
  3. Умеют проводить с детьми разного возраста работу по обучению ориентировке на плоскости и отражению пространственных ориентировок в речи.
  4. Понимают назначение этапа для составления рассказов по картине разных типов.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)