Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.
Технология составления творческих текстов по картине
Оглавление
Технологическая карта № 6. Описание местонахождения объектов
на картине.
Цель преподавателя:
-
Учить студентов пространственной ориентировке на картине.
-
Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
-
Научить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.
-
Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Информация, сообщаемая студентам.
Базовая информация.
Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан
через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо
активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное
пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части
картины; правый – левый, верхний – нижний углы картины. Из понятий трехмерного
пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между,
за, перед, после…
Методика работы с детьми.
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются
игры: плоскостная “Да-Нет”, “Ожившая картина”.
Игра “Да–Нет” организуется следующим образом: ведущий загадывает объект
на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение.
Найденный объект “оживает” и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).
Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем на сцене.
Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.
Приложение № 6.
Методические рекомендации.
-
Дети должны знать правила игры в плоскостную “Да-Нет”: вопрос по месту
нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог
ответить только “Да” или “Нет”. Идет постепенное сужение поля поиска через
отсечение лишнего пространства на плоскости (приложение № 12).
-
Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать
какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел…
-
Данный этап целесообразно использовать с детьми после четырех лет.
-
Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который
повернут в зеркальном или боковом варианте. В этом случае задача переноса
ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется.
-
После того как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ
– описание своего местонахождения относительно других объектов.
-
Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется
аплодисментами.
-
Усложнением может служить схематизация на отдельном листе бумаги “ожившего”
ранее объекта во взаимосвязях с другими объектами.
Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа
по местонахождению объекта на картине.
-
Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
-
Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению
к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.
Тренинги.
-
Игра “Да-Нет” на загаданный объект на картине.
-
Игра “Угадай объект по месту описания на картине”.
-
Игра “Окажись около объекта и опиши местонахождение других объектов по
отношению к себе”.
-
Создание “живых картинок” командами и составление коллективного рассказа
из отдельных рассказов каждого участника, взявшего на себя роль.
-
Анализ видеозаписей и рассказов детей.
-
Создание и апробация игр для детей по ориентировке в пространстве.
Результат обучения студентов.
-
Знают модель составления описательных рассказов по местонахождению объектов
на картине.
-
Умеют составлять рассказы – описания местонахождения объекта на любой картине.
-
Умеют проводить с детьми разного возраста работу по обучению ориентировке
на плоскости и отражению пространственных ориентировок в речи.
-
Понимают назначение этапа для составления рассказов по картине разных типов.
|