Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление


Технологическая карта № 2. Установления взаимосвязей между объектами на картине.

Цель преподавателя:

  • Обучить студентов мыслительным действиям, ведущим к объединению перечисленных объектов на картине.
  • Упражнять в объяснении взаимосвязей объектов на уровне физического, эмоционального, родственного и т. д. объединений.
  • Дать студентам знания о методике обучения дошкольников установлению взаимосвязей разного характера.
  • Познакомить с методическими рекомендациями составления рассказов-рассуждений детьми дошкольного возраста.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняются, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…).

Методика работы с детьми.

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания:

  • пришел волшебник “Объединяй” и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал (см. приложение № 2).
  • “Ищу друзей” – найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
  • “Ищу недругов” - найти объекты, которые между собой не дружат.
  • “Кто-то теряет, кто-то находит и что из этого выходит” – объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.

Методические рекомендации.

  • Вести детей от предложений со сложно - подчиненной связью, к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).
  • Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей.
  • При затруднениях ребенка объяснение взаимосвязей между объектами ведется с помощью “Мозгового штурма”.
  • Особое значение имеет толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком).
  • По окончанию установлению взаимосвязей, подвести итог в виде рассказов рассуждений.

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине.

  1. Выделение двух объектов на картине.
  2. Обоснование связей между ними.
  3. Объединение названных объектов стрелками.
  4. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.

Тренинги.

  • Индивидуальные упражнения по установлению взаимосвязей объектов на картине (по любому показателю, по положительному - отрицательному взаимодействию, по родственным связям и т.д.).
  • Апробация игр для дошкольников в парах постоянного состава. Поочередно студенты выбирают объекты и объясняют их взаимосвязи.
  • Анализ видео материалов, протоколов занятий и образцов детских рассказов-рассуждений.
  • Самостоятельная разработка игр по мыслительной операции объединения для детей разного дошкольного возраста.

Результат обучения студентов.

  1. Знают алгоритм мыслительных действий по установлению разных уровней взаимосвязей объектов на картине.
  2. Умеют устанавливать взаимосвязи разного уровня и обосновывают их.
  3. Умеют проводить с детьми дошкольного возраста различные игры.
  4. Понимают назначение этапа установления взаимосвязей объектов на картине.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)