|
|||||||||
Тренинг на выявление и формулирование противоречийСодержание тренинга:Упражнение 1. Назови положительное свойство.
С чего начать обучение детей мыслить противоречиямиПо наблюдениям руководителя секции дошкольного воспитания Педагогического общества РСФСР Т.А. Сидорчук [3], дети 2-х - 3-хлетнего возраста спокойно воспринимают понятие "противоречие" (каков мир, таким они его и воспринимают), а вот 5-6 летние дети не любят и боятся противоречий - взрослые уже успели их "испортить", убедив, что противоречие - это всегда плохо, а вот согласие, это всегда хорошо (имеется в виду согласие с мнением взрослых). Многие так и сохранят страх перед противоречиями на всю жизнь. По наблюдениям автора у детей не появляется никакой боязни противоречий, если им вовремя (5-6лет) объяснили, что противоречия - это нормально, даже необходимо, что их надо не бояться (бойся - не бойся, противоречия есть), а учиться их быстро разрешать, не доводя противоречие до конфликта. Иногда даже бывает уместна драматизация ситуации - это улучшает осознание противоречия. Научив детей формулировать противоречия, их потом будет легче научить разрешать и предотвращать противоречия! Некоторые говорят с облегчением и гордостью: "Наконец-то, увидел свет в конце туннеля". А ТРИЗовец недоумевает: "Зачем же надо было лезть в этот туннель?" Правда, есть и ещё более высокий уровень управления ситуациями, когда Ваши противоречия устраняют другие люди и еще просят разрешение это делать. Но это "высший пилотаж ДЛЯ ПОСВЯЩЕННЫХ". Вернемся к детям. Мы, взрослые, часто из лучших побуждений уводим детей от разрешения противоречий и конфликтов. Этим мы, с одной стороны, щадим и оберегаем нежную психику ребенка от стрессов, трудностей и комплексов, но, с другой стороны, мы лишаем его самостоятельности, возможности самовыражения, самоутверждения, самодвижения. Психологи считают это результатом педагогической безграмотности родителей и называют такое явление "гиперопекой". Итак, начнем подведение детей к пониманию противоречия и к развитию мышления противоречиями серией игр "Наоборот". Наоборот - это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположности. Надо заметить, что "наоборот", не обязательно "против". Антонимы - это слова с противоположными значениями (бедный - богатый, горячо - холодно). Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?
В результате игр "НАОБОРОТ" ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Эти игры позволят приучить детей относиться к противоположностям, а потом и к противоречиям, спокойно, не бояться их. Теперь рассмотрим игры подробнее. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |