|
|||||||||
К теоретической части Упражнение 11. Составь противоречие.Методика выполнения упражнения: Подвести детей к пониманию противоречия можно с помощью игр "Хорошо - плохо" по методике контрольных вопросов (вопросно-ответные игры) - когда ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи. Например, такая серия вопросов: 1. Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка").
Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры "Хорошо - плохо". Поздравьте себя и детей, и возьмите с полки пирожок. Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее". Так что всё не так-то уж и безнадежно. Итак, не останавливайтесь и закрепляйте успех:
Дальше следовало бы формулировать ИКР и искать способы, как сделать так, чтобы и руке было приятно, и она была бы хорошо защищена от ушибов, и не мерзла в мороз, и не было бы жарко весной... Но обо всём этом позже. Добейтесь того, чтобы дети свободно придумывали противоречия для любых предметов. Поиск противоречий - это поиск недостатков. 2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы:
БУТЫЛКА:
ЗОНТИК:
ЧАЙНИК:
НОЖНИЦЫ.
БЛОКНОТ:
Совместно с детьми поформулируйте противоречия для простых, хорошо известных детям предметов, сначала по простой двухэлементной схеме (Если..., то...), а потом по полной схеме. Е.А. Резник [4] предлагает следующую методику обучения детей - формулировать противоречия по "классической" форме: воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять - что хорошо, что плохо. Например:
Дети продолжают:
Дети продолжают:
Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас не простая работа, а для детей тем более. Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |