Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части
Упражнения на выявление и формулирование противоречий

Упражнение 11. Составь противоречие.

Методика выполнения упражнения:

Подвести детей к пониманию противоречия можно с помощью игр "Хорошо - плохо" по методике контрольных вопросов (вопросно-ответные игры) - когда ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи.

Например, такая серия вопросов:

1. Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка").

  • Назовите хорошие, полезные свойства рукавички.
    Теплая, мягкая, гибкая, красивая.
  • Назовите плохие качества рукавички.
    Теряется, намокает, дорогая, плохо гнется.
  • Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими?
    Если рукавичка теплая, то рука не мерзнет и можно лепить бабу.
    Если рукавичка мягкая, то руке приятно.
    Если рукавичка гибкая, то удобно держать игрушки.
    Если рукавичка красивая, то приятно ее показать девочкам.
    Если рукавичка теряется, то мама ругает и руке холодно.
    Если рукавичка намокает, то опять мама ругает и руке холодно.
    Если рукавичка дорогая, то страшно её потерять, так как будет ругать мама.
  • Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая?
    Плохо то, что весной в синтетических рукавичках руки потеют и не закаляются.
  • А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других - плохо?

Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры "Хорошо - плохо". Поздравьте себя и детей, и возьмите с полки пирожок.

Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее". Так что всё не так-то уж и безнадежно.

Итак, не останавливайтесь и закрепляйте успех:

  • Что плохого в том, что рукавичка мягкая?
    Плохо то, что она плохо защищает руку при ударах, при ушибах.
  • Скажи это одной фразой.
    Если рукавичка мягкая, то руке приятно, но такая рукавичка плохо защищает руку от ушибов.

Дальше следовало бы формулировать ИКР и искать способы, как сделать так, чтобы и руке было приятно, и она была бы хорошо защищена от ушибов, и не мерзла в мороз, и не было бы жарко весной... Но обо всём этом позже.

Добейтесь того, чтобы дети свободно придумывали противоречия для любых предметов. Поиск противоречий - это поиск недостатков.

2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы:

  • Какую функцию он предназначен выполнять?
  • Какое противоречие он разрешает?
  • Как еще можно разрешить это противоречие?

БУТЫЛКА:
Из бутылки должен свободно выливаться лимонад в стакан, когда я хочу пить и не должен выливаться лимонад, когда я несу бутылку домой.

ЗОНТИК:
Должен быть большим, чтобы защищать от дождя меня и маму и должен быть маленьким дома, чтобы не занимать много места.

ЧАЙНИК:
Должен хранить горячую воду, но не обжигать рук, когда надо её разливать по стаканам.

НОЖНИЦЫ.
Должны быть острыми, чтобы резать бумагу и тупыми, чтобы не поранить руки.

БЛОКНОТ:
Должен быть большим, чтобы в нём можно было делать большие рисунки, но тогда он не помещается в портфеле, и блокнот должен быть маленьким, чтобы помещаться в портфеле, но тогда в нем нельзя делать большие рисунки.

Совместно с детьми поформулируйте противоречия для простых, хорошо известных детям предметов, сначала по простой двухэлементной схеме (Если..., то...), а потом по полной схеме.

Е.А. Резник [4] предлагает следующую методику обучения детей - формулировать противоречия по "классической" форме: воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять - что хорошо, что плохо.

Например:
выбираем объект - "ШКАФ".

  • "Если шкаф большой, то это хорошо потому, что..., но одновременно плохо потому, что...".

Дети продолжают:

  • "Хорошо потому, что можно в нем прятаться от мамы".
  • "Хорошо потому, что в нём помещается много разных вещей".
  • "Плохо потому, что ничего в нём не найдешь". И т.д.
  • "Если шкаф маленький, то это хорошо потому, что ..., но одновременно плохо потому, что... ".

Дети продолжают:

  • "Хорошо потому, что с ним можно играть".
  • "Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате".
  • "Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков".

Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас не простая работа, а для детей тем более.

Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)