Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части
Практикум по решению задач методами ТРИЗ

ОТВЕТЫ

на задачи Практикума

1. Житейские задачи.

1.1. Противоречие: НАДО выводить детей на прогулку, ЧТОБЫ они проветрили свои легкие, поиграли на воздухе, закалились...,
НО ПРИ ЭТОМ они могут переохладиться, простудиться, заболеть... ИКР: Надо и гулять, и не простужаться, и закаляться... Главный ресурс в ребенке. Можно сделать Предварительное действие - в спокойной доверительной обстановке договориться с ребенком о том, что он должен одеть.

1.2. Сделать предварительное действие. Навесить замок на колесо. Снять руль. Пристегнуть велосипед к чему-нибудь. Сбросить приводную цепь. Внести велосипед в магазин. Попросить надежного человека покараулить.

1.3. Поздно осенью до морозов обильно полить землю под фруктовыми деревьями, чтобы лучше поступало тепло из нижних слоев земли к корням; обернуть стволы соломой; густо насадить вокруг сада ели; в самые сильные морозы жечь дымные костры.

1.4. Ясно, что надо сделать какое-то предварительное действие.

  • Перед въездом кричать. А если улица длинная?
  • Перед въездом сбегать в конец улицы и положить там свою шапку.
  • Сделать простейший семафор из веревки...

1.5. Сделать пол наклонным и вибрирующим, мусор будет скатываться сам, сделать на полу подвижным ковер в виде перематывающегося конвейера, мебель на роликах, выдвигаемые на ночь плошки с глицерином для сбора пыли…

1.6. Решетчатые ступени, обогрев, обдув, вибрация, навес…
Возможное решение: заранее вложить в сосуд пористое вещество, которое примет на себя расширение воды при замерзании.

1.14. Одно из возможных решений – выращивать на крышах саженцы плодовых кустов и деревьев, рассаду цветов, просто многолетние низкорослые деревья. Что в этом хорошего и что плохого?
Улучшится экологическая обстановка, появятся рабочие места, можно организовать малый бизнес…

1.15. Почему подгорает? Варить на “малом огне”. Варить на подставке. Чаще мешать. Кашу вскипятить и завернуть в полотенце, каша “дойдет”. Гречневую кашу можно вообще не варить, достаточно крупу залить водой и настоять.

2. Сказочные задачи

2.1. В задачу входит: кувшин, вода, Галка.
ИКР: кувшин САМ подает воду Галке. Используем ресурс кувшина. Разбить кувшин. Опрокинуть кувшин. Пробить дырочку. Накидать в кувшин камни, песок, монеты... Сделать сифон. Использовать фитиль. Использовать губку. У журавля длинный клюв, Галка может попросить его напоить её из своего клюва.

3. Задачи с техническим уклоном

3.1. Теплоемкость воды в 5 раз больше.

3.2. Бересту срезают острым ножом "наискосок" по спирали с шагом, равным ширине ленты.

3.5. Одно из возможных решений: заранее, ещё при закладке футеровки, вложить на нужной толщине какие-то сигнализирующие устройства, например, ампулы со слабым радиоактивным веществом. Тогда остаётся контролировать появление радиоактивности в жидком металле.

3.7. Плавать в спасательных жилетах. Сделать малую глубину бассейна. Проложить частые веревочные ограждения вдоль бассейна. Подвешивать пловца на веревке к потолку. Держать руками. Залить бассейн насыщенным раствором поваренной соли, в котором невозможно утонуть. Сделать непрерывный ряд выталкивающих фонтанов.

3.12. Предварительно просверлить дырку в дереве, держать гвоздь за середину пассатижами, забивать мелкими ударами, использовать легкий молоток.

4. Теоретические задачи по ТРИЗ

4.1. "Посредник".

4.14. Это пример вложенного смысла – “Матрешка”.

4.17. Деление на части, "по частям".

4.18. Тепловоз он дает задний ход, сближает вагоны по одному, а потом по одному начинает тянуть вперед.

4.19. "Вред в пользу". "Предварительное действие". "Посредник".

4.26. Я считаю, что хорошо, а то было бы очень скучно и все бы деградировали.

4.28. Такого противоречия не существует, рынок ходовой обуви неисчерпаем.

4.33. Это посредники в социальных системах.

4.34. Добровольными посредниками

4.35. В решении этой задачи использовано три приёма - "Предварительное действие", "Посредник" и физэффект.

4.37. Поищем подходящих ПОСРЕДНИКОВ:

  • Мягкая ТРЯПОЧКА.
  • ВЕКО на веко.
  • Снять соринку ЯЗЫКОМ.
  • Опустить лицо в ВОДУ и моргать.
  • Начать чистить лук или хрен. СЛЕЗЫ вымоют соринку.
  • Закапать в глаз ВОДУ, предварительно оттянув веко.

5. Педагогические задачи

5.2. ИКР – поступить в вуз до экзаменов! Автор предложил девушке написать две-три самостоятельных работы по психологии и дал несколько тем по психологии ТРИЗ. Работы были представлены на кафедру психологии, понравились, и опыт прошел более чем успешно. Любопытный сверхэффект: девушка готова была сдавать и экзамены, так как работа над статьями заставила её просмотреть много современной литературы по психологии.

5.4. Решение зависит от ситуации:

  • Если двойки редкость, не ругайте сына, не наказывайте его второй раз, он ведь тоже страдает. Спокойно выясните причину двойки, что надо сделать чтобы это не повторилось. Научите сына анализировать свои ошибки, учиться на своих ошибках, обращать их в пользу. Создайте в доме такую доверительную ситуацию, когда ребенок САМ говорит: "Я сегодня получил двойку. Мама, давай подумаем в чем я ошибся".
  • Если двойки дело частое, надо составить систему противоречий. Видимо, причин много, виноват, наверно, не один ребенок. Надо детально разобраться в причинах. Двойки - это следствие.

5.5. В первом случае у школьника нет вопросов, ему все ясно, а во втором случае он будет продолжать думать (сознательно или бессознательно) над недорешенной задачей.

6. Психологические задачи

6.5. Братик был ТРИЗовец и хороший психолог. Он сказал сестре через дверь: “Я тебя запер”. Через секунду сестра открыла дверь. Она испугалась.

6.6. Поменяться шпагами. А если противник откажется меняться, что делать?

6.7. Их цель – уберечь покой Фараона от пришельцев. На два тысячелетия такого Предварительного действия хватило, а потом пирамиды всё ж таки разграбили.

6.9. Записать его ругань на магнитофон и подать в суд.

6.10. Вопрос поставлен не полно и ответ не может быть однозначным. Надо рассматривать каждый конкретный грех отдельно. Но, в общем виде, виновен, так как не сделал предварительное действие.

6.11. Сколько угодно! Прими безнравственный закон, не соблюдай нравственный закон, потеряй совесть, и так далее…

7. Экономические задачи

7.3. Предпринимают предварительное действие - рассылается реклама книги потенциальным покупателям с просьбой о предоплате. Когда будет собрана нужная сумма, книга печатается и рассылается.

7.5. В США платят пасечнику. В Росси никто никому не платит, так как пчел не вывозят за взятком.

8. Биологические и экологические задачи

8.1. Решений множество, вот одно из возможных. Носорогов усыпляют, например, выстрелом с вертолета и спиливают им рога, одновременно маркируя. Носороги без рога браконьерам не нужны. Прием предварительное действие.

8.2. Заповедник можно осматривать с вертолета, можно заранее построить туннель из стальных прутьев, длинную клетку для людей, сделать подвесную дорогу, по типу горнолыжного подъемника. Можно положить туристские тропы, проложить рельсы...

8.3. Чище реки, меньше отходов,

8.4. Стали есть меньше мяса, копченостей, больше овощей,

8.5. В данном случае природа использовала два могучих приёма: Предварительное действие и Наоборот. Когда на Щетинохвоста нападают, рыбе даже не надо делать поворота от зубов хищника, он просто мгновенно уплывает головой вперед. Кстати, есть рыбы, которые плавают животом вверх. Зачем?

8.6. Насекомые едят пыльцу и это плохо, но зато они опыляют. За это растения их кормят сладким ароматным нектаром. Животные едят плоды, но распространяют косточки и даже удобряют будущие всходы. Вообще, экскременты животных удобряют почву. Если бы некоторые животные не поедали побеги кустарников, кусты заглушили бы многие растения. Вот Вам Вред в пользу.

8.7. ИКР – вороны сами себя прогоняют. Огородник поймал несколько ворон и привязал их за ноги к шесту. Вороны каркали до хрипоты пол дня, а потом огородник их отпустил. С тех пор вороны облетали его огород стороной.

9. Задачи разные

9.1. Сформулируем противоречие: собака ДОЛЖНА понюхать запах снежного человека, ЧТОБЫ его искать по этому запаху, НО она не может этого сделать, так как ни сам снежный человек, ни его след, не обнаружены. Переберем приёмы, может быть они натолкнут на какую-нибудь хорошую идею. Предварительное действие. Надо сделать, но какое? Посредник. Что-то надо бы внести в систему. Но что? Запах. Носитель запаха. Где его взять? Принцип однородности. Кто также пахнет, как снежный человек? Кто в природе близок снежному человеку? Медведь? Но снежный человек - примат. Значит - обезьяна. Копирование. Кто может быть копией снежного человека по запаху? Обезьяна. В экспедицию взяли герметичную коробочку с волосами обезьяны и давали их нюхать собаке перед поиском. Это была замечательная собака с редким "верховым" чутьем. Собака очень старалась, через две недели ежедневных бесплодных поисков собака заболела от стыда и отчаяния. Хозяин перестал с ней ходить на поиск. Но собака не была виновата, по все вероятности в районе поиска снежного человека не было, так как другие способы поиска тоже ничего не дали.

9.2. Противоречие: калан должен спать в воде вблизи берега, но при этом его во время сна отлив унесет в океан.

ИКР: калан сам делает так, что он спит у берега и его не уносит в океан при отливе. Приёмы: Посредник (водоросли), Предварительное действие (привязался до отлива).

9.3. Противоречие: если дать лекарство человеку, то мы определим эффективность лекарства, но при этом можем повредить человеку.

9.4. Первое впечатление - задача не решается. Так говорит наше левое сознание, оно ищет лазейки, чтобы не думать, не напрягаться. В данном случае всё честно, такие картины автор видел. Значит, надо думать. Как же сделана такая триединая картина? Судя по вопросу, мы имеем дело не с изобретательской (как сделать), а с научной задачей (как сделано). Надо объяснить явление, не важно, рукотворное оно или природное. Сформулируем эту задачу как изобретательскую. Как сделать картину, которая с трех точек зрения давала бы три изображения? Что входит в задачу? Картина, особенности зрения, три точки наблюдения. Здравый смысл говорит, что ресурс надо искать в самой картине. Переберем приемы. Предварительное действие очевидно надо сделать. Посредник, Наоборот, Копирование, Дробление-Объединение... Вот, пожалуй, Дробление-Объединение подойдет. Поверхность картины должна быть неровной. Прием Дробление рекомендует делить систему на части, Объединение сделать её составной. Для начала, сделаем картину из трех частей. Три точки зрения - три разные картины. Одна фронтальная (самовар) и две склеенные (кренделя и пряники), перпендикулярно фронтальной. А дальше надо дробить. Действительно, картина состояла из многих частей: основная фронтальная была цельной, а боковые были составлены из полосок, поставленных в ряд перпендикулярно основной. Сделайте такую картину с детьми. Возьмите три открытки или три иллюстрации одинакового размера. На одну из картин (фронтальной) приклейте картонные полоски перпендикулярно картине. Две другие разрежьте на полоски и приклейте эти полоски в нужной последовательности на боковые стороны перегородок.

9.5. Принцип САМ. Медведь сам себя сбрасывает с дерева, раскачав бревно. Принцип поиска ресурса в той части задачи, которая явилась ее причиной. (В данном случае - в медведе).

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)