Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Кукалев Сергей Васильевич, Санкт-Петербург
kukasp@mail.wplus.net

Выдержки из концепции
Методические рекомендации по курсу
Программа занятий по курсу

ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КОНЦЕПЦИИ

7. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 4).

ФУНКЦИЯ - это (воспользуемся строгим определением, близким к принятому в математике) модель действия: правило, закон, описание характера воздействия одного объекта на другой в рамках некоторого взаимодействия.

Мы можем привести немало аргументов, в подтверждение того, что функция, строго говоря - это не само действие, а лишь отношение, правило, по которому это действие совершается. В жизни мы совершаем разные поступки, действия. Но при анализе или описании этих поступков мы имеем дело с их моделями – функциями. Впрочем, в практической работе это уточнение оказывается несущественным, и если читатель будет называть функцией само действие (как в начальных классах школы функцией называют образ, результат действия функции над аргументом), это мало что изменит.

РЕСУРС - это свойство некоторого объекта, необходимое для выполнения (им или некоторым другим объектом) своей функции.

Заметим дополнительно, что с исчерпанием носителя ресурса не может быть использовано и его свойство, поэтому в реальной работе (особенно с детьми) также вполне может применяться расширенное понимание ресурса, как некоторого (исчерпаемого) материального объекта (системы) или явления, обеспечивающего (через свои свойства) выполнение нужной функции (действия).

Подробное изложение ФУНКЦИОНАЛЬНО-РЕСУРСНОГО ПОДХОДА (ФРП) и универсального обобщенного алгоритма решения творческих задач (алгоритма НПЕ) читатель найдет на веб-сайте автора [см. также 10]. Здесь же мы кратко изложим лишь его сущность.

Мы исходим из того, что именно соотношение функция - ресурс прекрасно описывает развитие и функционирование окружающего мира (и, кстати, именно фунциональный подход в последнее время набирает все большую силу в самых разных областях науки, культуры, политики и т.п.). Проблемы (задачи) возникают (в любых областях, от научных, до бытовых) только там и тогда, где и когда становится недостаточен ресурс для выполнения некоторой системой своей функции. Именно этот недостаток ресурса и воспринимается нами как задача. Причем, хотя сами ресурсы (любого вида) всегда ограничены, виды возможных ресурсов (т.е. того, что может использоваться как ресурс) бесконечны. Именно эта бесконечность возможных видов ресурсов и является движущей силой развития мира. А понимание указанного принципа заметно облегчает решение большинства возникающих задач и обеспечивает единый подход к ним.

Здесь нам уже можно остановиться, умерив свой пыл "зловредного определительства", ибо для правильного (точного) понимания последующего материала изложенного выше достаточно. Поэтому мы не будем забивать голову читателя определениями того, что же такое язык, человек (и как он появился на Земле), что такое сознание, внимание, интуиция, душа и др, Перейдем, наконец, к конкретике - тому, как же, с нашей точки зрения, должно строиться обучение вообще, и какие конкретно методы мы предлагаем для развития ЭПЛК и формирования таланта, как системного свойства организма человека.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
(ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ИСХОДНЫХ МОДЕЛЕЙ).

Из всего сказанного выше становится ясно, почему одни люди, не боясь никаких целей, с удовольствием преодолевают встающие на их пути трудности, решают задачи, а другие отказываются от их решения - все зависит от их энергопотенциала, потребностей и степени владения алгоритмами решения этих задач (в том числе задач творческих).

Более того, становиться понятным также (такова сила хороших определений) как должно быть построено обучение вообще, и обучение таланту в частности, как включить, запустить в действие его механизм - сформировать (развить) творческую личность. Очевидно что:

1) Идеальной формой обучения является алгоритм, и чем полнее в этом алгоритме учтены все логические условия, тем лучше. Т.е. необходима не просто россыпь терминов, правил и законов, а некая система, связывающая их вместе, и определяющая правила перехода от одних условий к другим, нужна система обучения;

2) Поскольку вся наша психическая жизнь опирается на деятельность, освоение этого алгоритма - неважно, для решения каких задач он предназначен, стандартных или творческих, суть одна, только алгоритмы разные - может осуществляться лишь на большом количестве примеров (соответственно стандартных для решения стандартных задач или нестандартных для решения творческих задач - обучения творчеству). Причем для каждого обучаемого это число задач должно быть свое, зависящее от размера его оперативной памяти и скорости работы его нервной системы.

Важно, чтобы эти примеры были правильно подобраны, в частности показывали как правильные ("вот так", "вот это"), так и неправильные ("но не так", "не это") пути действия, иначе говоря, состояли из примеров и контрпримеров (последние, обычно, как раз и забываются при построении обучающих алгоритмов). Поэтому, наверно, так высок эффект систем программированного обучения, ибо там знания не только увязаны в систему, но, более того, "учащемуся" разрешается безболезненно делать любые ошибки (он выбирает из предложенного или сам формирует контрпример), после чего дается уточнение данного логического условия.

При отсутствии же исходных обучающих алгоритмов их приходится подсознательно формировать самому учащемуся на гораздо большем, чем при наличии алгоритма количестве примеров.

3) При обучении очень важна проблема "длины шага", т.е. степени развернутости вводимого алгоритма, разная для разного уровня подготовки (разного интеллекта) отдельных "учащихся".

Можно, например, предположить, что многие из приведенных здесь определений и идей изложены слишком обще, т.е. с точки зрения некоторых читателей, мы шагали слишком широко для того, чтобы они, непривычные к этой тематике, этой местности, могли поспевать за нами. Однако никто ведь и не отнимает у них этот текст, и они всегда могут сами не спеша пройти от одного шага до другого с удобной для них скоростью и тем путем, который им больше нравиться.

4) Для успешного освоения этих алгоритмов по этим примерам, т.е. для того, чтобы в теле каждого "ученика" произошло "свертывание" исходных алгоритмов и формирование индивидуальных обобщенных алгоритмов (ЛПК), причем у каждого оно пойдет по своему, необходим достаточный энергопотенциал (впрочем, естественно, меньший, чем для решения совершенно новых задач, т.е. собственного создания новых алгоритмов и новых ЛПК) и соответствующая мотивация. Значит, это освоение должно сочетаться со специальными приемами развития и поддержания энергопотенциала (и в том числе ритмики) и это несколько нестандартное для традиционной школы требование ни в коем случае не должно быть упущено.

5) Любое обучение должно начинаться с формирования интереса к занятиям и опираться на эмоционально-образную природу энергетики нашего тела. Т.е. оно должно строится с учетом потребностей обучаемого, точнее при правильном формировании этих потребностей и формировании навыков правильного (ненасильственного, через образы) управления ими, т.е. опираться на развитую этическую базу, широко использовать работу с образами (формами).

Иначе говоря, обучение должно быть приятным, интересным, оно должно доставлять удовлетворение, в том числе удовлетворение от сознания полезности, нужности усваиваемого материала (положительная мотивация), т.е. в идеале результатом обучения должно быть субъективное ощущение радости, отдыха, подъема и энергетической наполненности.

Психологическая мотивация потребности обучения может быть усилена механизмом внушения, авторитета, т.е. наличием Учителя. Однако при этом желательно сохранение собственной высокой оценочной активности, тесно увязывающей осваиваемое с уже имеющимся. Это, впрочем, иногда и не удается, если модель мира уже сформирована, мозг, тело уже прошиты ею, а предлагаемый к усвоению алгоритм стремится ее поменять (ср. последнее замечание с гипотезой Б.П. Никитина о НУВЭРСе [13]).

Заметим еще, что значительно возросшее в последнее время внимание к духовным и религиозных течениям не может не настораживать, ведь большинство этих течений работают на почти чистом внушении (суггестии, вере), что начисто гасит критичность, самостоятельность мышления, а значит, заметно сдерживает развитие личности, и, следовательно, как ни парадоксален этот вывод, духовный рост человека. Впрочем, этим не отрицается их пока еще весьма значительная роль для сохранения социокода и выживания человечества [15].

6) Автоматическое, подсознательное свертывание информации при обучении приводит к образованию очень сложной системы вложенных ЛПК (моделей знаний о мире), и после определенной тренировки к соединению и свободному использованию их независимо от начальных, формирующих их алгоритмов - переходу от действий "по указке" к свободному и творческому поведению.

7) Средством, способом самосохранения сформированной модели знаний является ее активность (к проявлению которой они постоянно стремятся), т.е. постоянное и повсеместное использование этих внутренних алгоритмов и ЛПК в жизни, построение жизни на базе этих моделей, что надо всемерно поддерживать и развивать.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)