Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Кукалев Сергей Васильевич, Санкт-Петербург
kukasp@mail.wplus.net

Выдержки из концепции
Методические рекомендации по курсу
Программа занятий по курсу

ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КОНЦЕПЦИИ

6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 3).

Теперь мы можем ввести для удобства дальнейшей работы аббревиатуру, аналогичную предложенной И. Акимовым и В. Клименко [1]. У И. Акимова и В. Клименко ЭПК - это энергопотенциал, психомоторика и критичность (без четких определений каждого из этих понятий).

Мы же будем понимать под ЭПЛК - ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ, ПОТРЕБНОСТИ и ЛОГИКОЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ, точнее, логико-психологические координаты.

При этом мы утверждаем, что параметры данной тройки не просто теснейшим образом связаны между собой, но и решающим образом определяют поведение любого человека. ЭПЛК можно рассматривать как базис личности. Ведь они обобщенно описывают как черты характера человека и другие особенности его личности, проявляющиеся в формировании его потребностей, так и характер его поступков, задаваемый его ЛПК, и конечно их реализуемость в действии, определяемую энергопотенциалом.

Например, человек может отлично знать, что надо выполнять некоторое действие, прекрасно владеть алгоритмом этого процесса, но что в этом толку, если эти знания никак не проявляют себя в действии, ибо они не активизированы энергией потребности или ритуала (потребности, закрепленной психологической инерцией, т.е. получившей высокий энергопотенциал благодаря многократным повторениям).

Нам часто встречались люди, обладающие прекрасными (разумными, по Н.Г. Чернышевскому [29]) потребностями, вполне развитыми, достаточно совершенными ЛПК, но не способные использовать все это богатство из-за очень низкого энергопотенциала (который не способна поднять до уровня действия даже высокая потребность, перешедшая в сильную эмоцию).

Мы встречали людей, обладающих хорошим энергопотенциалом, и неплохими ЛПК, но живущих в среде, сформировавшей такие потребности, которые по сути превращают этих людей в тупой механизм, занятый, например, исключительно добыванием и последующей тратой денег. Мы уже не говорим об огромном множестве тех, в которых недостаточно развиты целых два, а то и все три из выбранных нами параметров.

Впрочем, нам почти не встречались люди, имеющие развитые потребности при неплохой энергетике, но не владеющие достаточно развитыми алгоритмами преодоления трудностей (решения задач). Видимо, то, чему в основном (формально) учат (или до недавних пор учили) в школе - моделям окружающего мира и алгоритмам манипулирования с ними - оказываются не самыми определяющими составляющими личности.

И отнюдь не случайно мы расположили наши составляющие именно в таком порядке - ЭПЛК: вначале, как наиболее важный, идет энергопотенциал, затем потребности, и, наконец, как самая легко формируемая часть, идут логические координаты (точнее ЛПК). Наш опыт работы и со взрослыми, и с детьми однозначно показывает - вместе с подъемом энергопотенциала человек начинает "оживать": его взгляд становится более осмысленным и заинтересованным, расширяется круг его интересов, заметно возрастают его возможности, в том числе возможности преодоления жизненных трудностей, решения встающих перед ним задач, вплоть до появления "радости неудачи" [23, 24]. Ему в голову начинаю приходить самые разнообразные, порой очень интересные, неожиданные мысли. У него обнаруживаются новые, до сих пор неизвестные таланты. Он становиться сильнее (психологически), добрее, ответственнее, организованнее. Он начинает жить более полной и более интересной жизнью, чем раньше, вплоть до появления у него со временем четкого ощущения своей Цели жизни и уверенности в наличии Пути к ней [10].

Мы предполагаем, что здесь нет необходимости специально останавливаться на методах формирования ПОТРЕБНОСТЕЙ, ибо в классической педагогике [см., например, 14, 21] давно установлена неэффективность насильственных методов (т.е. методов, построенных на принципе: “если ты не сделаешь того-то, то тебе будет плохо”). Ведь такие методы не только противоречат естественному стремлению любого человека к тому, чтобы ему было хорошо, но и мгновенно вызывают внутреннее противодействие, сопротивление.

Впрочем, инструментальные методы ненасильственного формирования потребностей (по принципу: “если ты сделаешь ..., то тебе будет хорошо”) до сих пор далеко еще не вошли в культуру не только населения, но и большинства педагогов. И именно на них, на положительное подкрепление спонтанного поведения или пускового образа, ориентируется предлагаемый курс. Однако они тоже известны и хорошо описаны [см. 14], что и позволяет нам не останавливаться на них подробно в данном материале. Интересующиеся подробностями могут обратиться к указанной литературе.

И здесь мы опять-таки легко получаем ряд вроде бы парадоксальных следствий такого подхода. Оказывается, чтобы иметь хорошую память не надо эту память специально тренировать; чтобы избавиться от вредной привычки вовсе не надо все время себя насиловать, тренировать “силу воли”; чтобы научиться вовремя вставать, не нужен будильник и тому подобное.

Кстати, мы также исходим из предположения, что у читателя уже есть понимание того, что этика (система норм и правил поведения в обществе) является определяющим фактором как жизни общества, как и характера достижения (или не достижения) любым конкретным человеком своих целей [10]. Но продолжим наши построения.

ОБУЧЕНИЕ - это сознательное изменения ЭПЛК человека с целью формирования у него знаний, умений, навыков, привычек, мотивов поведения, черт характера и других особенностей личности.

Иными словами для надежного получения результатов обучения и повышения его эффективности в общем случае необходимо комплексное воздействие на человека, т.е. развитие его энергопотенциала, потребностей и ЛПК.

Заметим, что именно формированием ЭПЛК, точнее отдельных его частей всегда и занимается любой педагог. Просто он обычно не задумывается над теоретическим обоснованием своих действий, а потому не дает им таких строгих определений. Ведь любой хороший педагог, подсознательно учитывая необходимость комплексного воздействия на ученика, не просто дает ему знания и формирует ЛПК. Он также является еще и воспитателем - направляет потребности, создает интерес, высокую мотивацию, которая, кстати, подтягивает энергопотенциал до нужного уровня. А между прочим, обычно он является еще и хорошим человеком - т.е. не сдерживает, не гасит врожденный энергопотенциал, не мешает ему в полной мере, свободно проявлять себя. Более того, при этом он зачастую учитывает и множество других факторов, например характер организации сенсорных каналов ученика [ср. 7] и т.п.

Единственно, чего обычно не делает педагог - он не прилагает сознательных усилий для роста энергопотенциала, который, в нашей концепции как раз и является ведущим, базовым критерием развития. Да разве что характер формируемых ЛПК оказывается несколько различным: обычно педагог формирует координаты частные, узко направленный на решение конкретных задач, встающих (или могущих встать) перед учеником в его последующей жизни, в то время как представляемая программа РАТА направлена на формирование обобщенных ЛПК решения любых творческих задач.

Как удачно, с нашей точки зрения, написала в своем отзыве о нашей программе мама одного из наших учеников, посещавшая наши занятия: “Мы ходили во множество секций с красивыми названиями: “Воспитание таланта”, “Художественное творчество” и т.п. - и везде один и тот же стандартный набор предметов: рисование, язык, музыка. Как нам повезло, что мы попали действительно в школу развития, и ребенка и родителя”.

В заключение, для полноты материала позволим себе дать еще пару определений, так же конкретизирующих нашу позицию, то, о чем пойдет речь дальше.

Игра определяется в различной литературе самыми разными способами, причем эти определения в большинстве своем имеют скорее описательный, чем сущностный характер. Чтобы не затруднять читателя рассмотрением всех этих (или даже только части) определений, мы попробуем несколько сузить это понятие, выделив в нем, с нашей точки зрения, главное, наиболее существенное для обсуждаемых здесь вопросов.

ИГРА - это манипулирование с моделями, при снятой ответственности за ее результат.

Уточним, что результат в любой игре, конечно, достигается (ради него и идет игра), только вот мера ответственности и сроки его достижения другие. Данное определение, как и предыдущее, тоже достаточно очевидно (если не брать в расчет метафор типа "политические игры", "любовная игра" и рассматривать игру на фортепиано, именно как игру), и мы позволим себе не утомлять читателя рассуждениями о его разумности.

Заметим также, что игра – это весьма эффективное средство обучения (ведь наличие ответственности сковывает, в общем случае мешая процессу обучения).

ЭМОЦИИ - это информационная оценка силы потребности и возможности ее удовлетворения - подробнее см. информационную формулу эмоций П.В. Симонова [см. например, 20].

Итак, подведем некоторые итоги - как же происходит процесс мышления (в частности творческого):

1) Решение (в том числе и талантливое) любой задачи осуществляется через построение и работу с ее моделью - ее понимание.

2) Построение первоначальной (лучше всего - как будет видно из дальнейшего - функционально-ресурсной) модели задачи, ее перестройка (анализ задачи) и получение окончательной непротиворечивой модели (решенной задачи) осуществляется в "многомерном пространстве мышления" по внутренним нежестким (вероятностным) алгоритмам (правилам) - логико-психологическими координатам. Эти координаты возникают (и сохраняют затем свою активность) в нашем теле, при усвоении внешнего (зафиксированного снаружи), или подсознательно созданного путем его самоформирования, алгоритма за счет его свертывания - объединения отдельных шагов этого алгоритма в крупные логические блоки с удалением несущественных элементов. Это осуществляется на разном для разных людей количестве примеров и контрпримеров.

Такие ЛПК, обеспечивающие наше эффективное мышление целыми блоками, и определяют специфическую, индивидуальную культуру мышления данного человека. Т.о. строго говоря (раз задача решается по внутренним ЛПК), используемый в данном курсе алгоритм НПЕ (см. ниже), как и любые такие алгоритмы, является не столько инструментом решения задач, сколько средством обучения решению задач - средством формирования ЛПК.

3) Любая задача решается на базе ЛПК итерационно, т.е. ее модель постоянно уточняется (перестраивается) в процессе решения методом проб и ошибок с постоянной проверкой близости к возможному решению и возвратом на предыдущие шаги алгоритма в случае неудачи. Причем, чем большее число раз приходится возвращаться назад (для попытки очередного прохода) в случае затруднения (точнее отрицательной оценки близости к решению) на некотором шаге, тем больше должна быть "глубина возврата", т.е. тем на более ранние шаги алгоритма приходится возвращаться с целью их проверки и уточнения.

4) Усвоение (свертывание) любых алгоритмов и последующее их применение осуществляется всем нашим телом (как сложной многофункциональной системой) и прямо зависит от величины энергопотенциала, силы потребностей и характера ЛПК - ЭПЛК данного человека.

Теперь, “разобравшись” с тем, кто решает задачи (в том числе творческие) и преодолевает трудности и как примерно это происходит, уделим некоторое внимание самой легко формируемой части ЭПЛК - алгоритмам творчества. Начнем опять с некоторых понятий, которые окажутся нам необходимы для точного понимания того, что мы впоследствии назовем Функционально-ресурсным подходом.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)