Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Кукалев Сергей Васильевич, Санкт-Петербург
kukasp@mail.wplus.net

Выдержки из концепции
Методические рекомендации по курсу
Программа занятий по курсу

ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КОНЦЕПЦИИ

5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 2).

ЭНЕРГИЯ - в полном соответствии с определением Большой советской энциклопедии [см. 6, т. 30, с. 191] - это мера [интенсивности] взаимодействия.

Заметим, что здесь нам необходимо наиболее общее определение энергии, ведь мы не знаем пока всей энергетической структуры человека, всех происходящих в его теле (включая его нервную систему и мозг) взаимодействий. А нам хочется учесть их все. Пока же не определено, что взаимодействует и как, нельзя говорить и о конкретном виде энергии этих взаимодействий. И хотя науке пока известны только четыре их основных вида: сильные, слабые, электромагнитные и гравитационные, со временем ведь могут начать изучаться и другие. Например, люди обычно часто и много взаимодействуют между собой, но никто, к сожалению, не занялся пока всерьез изучением энергии этих (социальных) взаимодействий.

Такое общее определение энергии хорошо согласуется с введенными выше понятиями информации, знаний и т.п., ведь энергия, как мера (интенсивности) взаимодействия некоторых объектов, не может быть не связана с информацией, как мерой изменения этих объектов в результате взаимодействия. Правда, при этом несколько странно начинают звучать так распространенные теперь фразы о неких особых "энерго-информационных" взаимодействиях, напоминая разговоры об "очень масленом масле". Ведь сразу становится ясно, что все взаимодействия являются "энерго-информационными", других просто не бывает.

Давайте договоримся теперь, что

ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ - это потенциальная энергия организма человека, как системы (одно из его системных свойств), мера его готовности к взаимодействию (данного человека с внешним миром или взаимодействию внутренних моделей этого мира в организме данного человека).

При этом понятно, что указанные взаимодействия призваны обеспечивать потребности данного человека, и осуществляются в соответствии с имеющимися у него моделями мира и его ЛПК. Т.о. этими потребностями, имеющимися ЛПК и уровнем энергопотенциала определяется все поведение человека в окружающем его мире.

Здесь требуется сделать ряд уточнений, ибо люди, в большинстве своем не имеют "математической культуры", их в течение многих лет не обучали понимать именно то, и только то, что сказано (написано), не больше и не меньше. Это сложно (требует повышенных затрат энергопотенциала), и они склонны читать "между строк", видеть то, чего в этом тексте нет (автоматически согласовывать любой текст со своими моделями мира), то, что им хотелось бы в нем увидеть (удовлетворяя свои потребности, в частности потребность уменьшить количество новой для них информации, а значит и упростить себе работу по формированию новых знаний). А энергопотенциал, по нашему опыту - самое тонкое место наших построений.

Уточнение 1. Энергопотенциал (как, впрочем, и все введенные выше понятия) - это явление не столько физиологическое, сколько системное, если хотите философское. Именно системный подход к человеку, личности как к единству, целостности заставляет нас перейти от аналитических методов отдельных дисциплин (таких как психология, педагогика, социология и др.) к синтетическому, т.е. как раз философскому уровню.

Вместе с тем, определенный таким образом энергопотенциал обладает довольно очевидными, легко обнаруживаемыми свойствами [см., например, 10], знание которых позволяет легко с ним работать, однозначно определяет методы его повышения и поддержания. Эффективность такой работы возрастает с учетом данных современной физиологии, и особенно, с учетом народного опыта (в частности опыта народов Востока). При этом, несмотря на то, что энергопотенциал принципиально невозможно точно измерить (получить числовое значение) в связи с отсутствием эталона, можно предложить простые и надежные методы его оценки.

Более подробный разговор о свойствах энергопотенциала, методах его измерения и работе с ним мы немного отложим, просто для того не мешать вместе общее и частное.

Уточнение 2. Несмотря на предыдущее уточнение 1, читатель все равно может спросить (и скорее всего спросит): "А все таки, есть ли связь между энергопотенциалом и здоровьем человека?". Да, конечно - энергопотенциал связан со всеми проявлениями человека во вне, как и со всеми его "внутренними" действиями, ведь это уровень его потенциальной активности. Человек с хорошим энергопотенциалом обычно достаточно здоров. Хотя это и не мешает ему оставаться человеком - он может не иметь, скажем, волос на голове, или пальцев на руке, может, съев что-то не то, почувствовать боли в животе, может даже простудится на сквозняке. Увы, высокий энергопотенциал отнюдь не делает человека суперменом.

В результате выполнения некоторой работы любой человек физически устает (и при этом падает его энергопотенциал), но после соответствующего отдыха энергопотенциал (мера согласованности внутренних процессов) может стать значительно больше, чем до работы. Все зависит от характера работы и ее результатов.

Одним словом, с внешними проявлениями уровня энергопотенциала и решением творческих задач все не совсем просто, как всегда и везде было не просто отличать кажущееся (мнимое) от истинного. Так спортсмен, здоровяк, играющий мускулатурой, вполне может иметь очень невысокий энергопотенциал, и решительно отказываться от решения творческих задач (ведь физическая сила - это лишь одно из проявлений организма, как системы, порой далеко не самое важное). И напротив, немощный старик может блестяще решать задачи, кажущиеся для юнца в принципе неразрешимыми - вот только являются ли эти задачи для данного старца творческими, или он уже давно перевел их в разряд стандартных, решаемых по хорошо отлаженным (за время его жизни) алгоритмам, сформированным еще в юности (во времена избытка энергопотенциала).

Или, "прямая" спина, безусловно, является одним из формальных признаков высокого энергопотенциала, прежде всего бросающимся в глаза. Но человек с достаточно прямой спиной тоже может сильно устать (истратить свой энергопотенциал), а человек, такой спиной еще не обладающий, может быть порой очень страстен, и за счет этого иметь весьма высокий уровень активности внутренних моделей мира и алгоритмов поведения в нем, т.е. иметь вполне приличный энергопотенциал. Ведь энергопотенциал - это комплексный показатель, отражающий весь спектр взаимодействий организма, как системы.

И тут может быть задан вопрос: "А зачем же тогда вводить это понятие, если с ним все так непросто, если оно не обеспечивает легкой оценки уровня энергопотенциала по внешности?" А затем - ответим мы - что оно обеспечивает простую модель (понимание) процесса творчества и позволяет предложить четкие инструментальные методы формирования творческой личности. Теория относительности тоже когда-то казалась всем очень сложной, но это никак не мешало ее победной поступи, ибо она хорошо объясняла множество наблюдаемых фактов.

Уточнение 3. Надо понимать так же, что какой-то энергопотенциал, безусловно, есть не только у каждого человека, но и любого "неживого" по нашим представлениям предмета (т.е. системы, функционирование которой можно восстановить после его временного прекращения, в связи с относительной простотой ритмического согласования ее частей). И речь здесь всегда идет не о полном отсутствии энергопотенциала, или его максимально возможном уровне. Как и везде в мире, здесь используется нестрогая (вероятностная) логика: одно зерно очевидно еще не куча, а 1000 зерен – куча (хоть и маленькая), и четкой границы между кучей и не кучей просто нет. Речь везде идет лишь о достаточности или недостаточности этого энергопотенциала для выполнения определенной работы - решения определенной творческой задачи.

Для пояснения своей позиции приведем один знакомый многим пример. К сожалению еще очень часто можно встретить людей физически вполне здоровых, даже способных при необходимости к выполнению достаточно больших объемов физической работы, однако "ленивых и нелюбопытных" (имеется в виду нелюбознательных). Про них можно было бы сказать, что у них не сформированы соответствующие познавательные потребности, однако это не совсем точно - потребность, хотя и не очень сильная, узнавать новое у них есть. Им в общем то интересно, они в целом хотят знать это новое. Но после подсознательной оценки - а сколько это потребует усилий (от тела) - идет отказ от дальнейшего удовлетворения этой потребности, мол ладно, можно обойтись (что уж говорить о решении сложных задач). И здесь правильнее было бы сказать, что элементы их личности слабо взаимодействуют между собой, что у них мал энергопотенциал, который оказывается недостаточным для превращения этого интереса в действие, преодоления трудностей освоения этого нового. Какое еще слово может лучше передать сущность происходящих в этом случае процессов? Лень? Но ведь это лишь одно из проявлений низкого энергопотенциала.

Конечно, можно говорить и о низком запускающем потенциале потребности, не направленности этих людей во вне, о том, что, как удачно сказал Д. Балашов, их "светлый дух еще не проснулся и не выявил себя в темных оковах плоти". Как разбудить этот светлый дух? Можно идти традиционно от того же духа, но там так много лицемерия и фальши, там все так зыбко, так индивидуально. А ведь тело и душа, это только разные стороны одной медали - личности. И мы выбрали другой (на самом деле еще более традиционный) путь - от тела, ни на минуту не забывая при этом о духе. Здесь все четко, определено, контролируемо. Здесь не может быть никакого обмана. И к тому же этот путь приятнее, если, конечно, знать как по нему идти.

Заметим еще, что данное нами определение энергопотенциала тоже приводит к ряду кажущихся парадоксальными выводов (вдобавок к тем, которые уже были нами получены). Например, что энергопотенциал расслабленной мышцы выше, чем напряженной (недаром йоги говорят: “Освободи мышцу - сила в покое”).

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)