|
|||||||||
Кукалев Сергей Васильевич, Санкт-Петербург
Выдержки из концепции
ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 1).ЗНАНИЯ – это такая информация (например, возникшая в ученике), которая обладает (здесь мы полностью соглашаемся с представлениями такой науки, как “Искусственный интеллект” [см., например, 19]) тремя важнейшими отличительными свойствами: - активностью (эта информация – как бы ее ни понимал читатель - насыщена энергией человека, носителя этих знаний, и стремится проявить себя в разных обстоятельствах); - ассоциативностью (отдельные информации, изменения не “лежат” отдельно и независимо от других, а ассоциативно связаны с ними, так что активизация одних изменений вызывает активность других, с ними связанных); - целостностью (этими ассоциативными связями пронизаны все наши знания, т.е. все вместе они образуют то, что мы привыкли называть личностью). Заметим, что даже если не соглашаться с приведенным выше определением информации, которую, строго говоря (извините за напоминание), нельзя передать (передать можно только код), то из приведенного определения знаний все равно вытекает, что такой специфически индивидуальный вид информации, как знания нельзя передать другому, т.е. человека в принципе нельзя ничему научить. Он может лишь сам чему-то научиться. Иными словами, далеко не вся "принятая" (сознательно или бессознательно), а точнее появившаяся в человеке (ученике) в результате некоторого взаимодействия (его с учителем) информация превращается в знания. Для того, чтобы она стала знаниями ему необходимо затратить некоторые (и, подчас, немалые) усилия, совершить работу, превышающую работу по простому приему сообщений: поступающая информация должна быть понята (построена ее модель), активизирована и ассоциативно связана с уже имеющимися представлениями (моделями). Поэтому главная функция любого преподавателя - не передача знаний (что, строго говоря, невозможно), а формирование потребности в этих знаниях, и лишь затем создание ученику условий, обеспечивающих процесс их формирования. При этом можно, конечно, заставить человека выполнить эту работу, но гораздо лучше, чтобы он сам захотел ее сделать, удовлетворяя свое "естественное" любопытство, просто от избытка сил. Нужно поставить ученика в такие условия, в которых он САМ сможет научиться тому, что, с точки зрения преподавателя, ему необходимо. Ведь только собственный труд, затраты собственной энергии ученика смогут превратить поступающую извне, точнее проявляющуюся под воздействием внешних факторов, информацию в знания, придав возникшей в ученике информации активность, ассоциативно связав ее с уже имеющимися знаниями, и дополнив таким образом всю целостность – личность. Предложенное определение знаний, очевидно, хорошо согласуется с традиционными для педагогики понятиями "умения" и "навыки", вполне нас устраивающими (просто само "знание", как нам казалось, не было в педагогике достаточно четко определено, что и заставило нас обратиться к более молодой и более строгой науке "Искусственный интеллект" в поисках подходящей модели). Чтобы не запутывать читателя, мы не будем здесь останавливаться на вопросе осознания (или не осознания) этой информации (знаний), хотя сейчас уже совсем не трудно построить достаточно научные модели сознания (хотя бы на базе работ Н.М. Амосова, Б.М. Плосухина и др.) и даже души [см, например, 10]. Добавим лишь, что вообще говоря, знания можно разбить на два, теснейшим образом связанных между собой, вида - модели некоторых структур, и алгоритмы, точнее говоря программы действий с этими структурами. О последних мы подробнее поговорим ниже. ЗАДАЧА – это любая трудность, препятствие, проблема (последнее слово в переводе с латыни и означает - “задача”), встретившаяся человеку при попытке удовлетворения своих потребностей. Здесь, с нашей точки зрения, необходимо обратить внимание читателя на то, что все и так интуитивно знают. Решение любой сложной задачи - непростая работа, требующая и затрат энергии (точнее энергопотенциала - см. дальше), и, как любая работа, владения некоторыми инструментами (в данном случае программами) ее выполнения, разговор о которых тоже впереди. МЫШЛЕНИЕ – это активность (процесс взаимодействия) знаний (т.е. внутренних, ментальных моделей мира - тех самых, обеспечивающих его понимание – и программ действий с ними), направленная на решение задач. Заметим, что такой кибернетический подход к человеку давно стал нормой. Правда, отдельные авторы все еще поясняют, что этим они отнюдь не ставят знак равенства между человеком и машиной, многократно повторяя, что всего лишь строят модель мышления человека для того, чтобы лучше понять, что это такое и как оно происходит. Но мы, из уважения к читателю, не будем останавливаться на доказательстве правомочности такого подхода и рациональности моделирования мышления человека совокупностью программ и метапрограмм (для обработки информации), хранимых в самой "машине" для такой обработки. Мы нигде не определяем здесь слова "программа", подразумевая ее общепринятое значение – совокупность правил обработки информации (или, в частном случае, такого специфического вида информации, как знаний). То же относится и к слову "алгоритм". Заметим также, что программы (правила) работы с внутренними моделями мира или внешними объектами, безусловно, хранятся в памяти не в том виде, в котором человек с ними впервые встретился. Зачастую они вообще формируются в его мозгу подсознательно, в процессе знакомства с примерами при решении задач. Они хранятся в значительно более рациональном, свернутом (т.е. укрупненном, с удалением несущественных элементов) виде. Такие свернутые, индивидуально окрашенные алгоритмы действий мы будем называть [вслед за С.И. Шапиро см. 30, 31] ЛОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ КООРДИНАТАМИ или сокращенно – ЛПК. "Логико" – поскольку они не случайны, не хаотичны и глубоко взаимосвязаны (как наиболее важная часть наших знаний). "Психологическими" - ибо культура мышления всегда глубоко индивидуальна. "Координатами" – т.к. именно они (по нашим представлениям) направляют наше мышление, задают ему направление, координируют его работу. Понятно, что ЛПК формируются в процессе обучения. С.И. Шапиро показал, что наилучшим способом формирования ЛПК является прямое задание алгоритма (ведь при этом не тратится время на его подсознательное создание), с последующим его освоением (превращением его в ЛПК) на некотором (для каждого своем) количестве примеров (показывающих как надо - “вот так”, “вот это”) и КОНТРПРИМЕРов (показывающих как не надо - “но не так”, “не это”). Причем, необходимое их количество определяется объемом оперативной памяти, внутренним темпоритмом, силой и подвижностью нервной системы обучаемого. Эти ЛПК могут содержать операторные (описание действий) и оценочные (логические) компоненты, причем в сознании (определение см., например в [10]) может находиться одновременно только один их вид. Свертыванию же, при превращении некоторого внешнего алгоритма в ЛПК, подвергаются в первую очередь именно операторные компоненты. ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – это задача, правила (алгоритмы) решения которой еще недостаточно освоены (данным человеком) или вообще (ему) неизвестны. ТВОРЧЕСТВО (творческое мышление) – это мышление, направленное на решение творческих (нетривиальных) задач. ТАЛАНТ – это способность эффективно решать творческие задачи (алгоритмы решения которых данному человеку неизвестны), или на языке действий (если рассматривать человека как субъекта действия), способность рационально действовать в нетривиальной обстановке. Опять таки, данное определение обычно не вызывает у слушающих его каких-либо споров и возражений. Добавим еще народное наблюдение, что талантливый человек редко бывает талантлив в чем-нибудь одном. Иными словами, талант - это системное свойство организма человека, проявляющееся в той (любой) деятельности, которой данный человек занимается. Такой, синкретический подход к таланту является более традиционным и будет полнее обоснован (понятен) из изложенных ниже моделей. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |