Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Разрешение противоречий

(продолжение 1)

Есть ли стекло, что нельзя разбить вдребезги? Есть. Зовется оно “триплекс”, что в переводе с латыни — “тройное”. Триплекс устроен, как бутерброд: два тонких стекла, а между ними прокладка типа полиэтилена. После удара осколки остаются на своих местах — они приклеены к промежуточному слою. Недаром триплекс ставят на автомашины. Спросим: чем отличается триплекс от оконного стекла? Тем, что его части обладают противоположными свойствами — гибкостью и хрупкостью.

На предыдущей странице Вы познакомились с изобретательским правилом: если два действия нельзя сделать вместе, делай их в разные моменты времени.

Например, чтобы рассечь кирпич, рука каратиста должна быть напряженной. Но попробуй-ка напряженной рукой хорошо разогнаться — не получится...Значит, в полете рука расслабленная, а при контакте с кирпичом — напряженная.

Но бывает, что нельзя “разнести” противоположные требования во времени. Вот пример.

Задача 6. В тропических морях днища кораблей обрастают ракушками — до 45 килограммов на квадратный метр! Это тормозит ход корабля. Значит, надо днище чистить. Под воду лезет аквалангист, включает мотор круглой торцевой щетки и... закручивается в противоположную сторону сам — ведь опоры в воде нет. Как быть?

Ой-ой! Закручиваюсь!

Опять нам встретилось противоречие: щетка должна крутиться, чтобы сдирать нарост, и не должна крутиться, поскольку это создает неудобство для работы... Как разрешить это противоречие во времени? Только коснулся щеткой днища и сразу отвел. Аквалангист просто не успеет “закрутиться”. Но так долго не поработаешь — утомительно. Вот что предложил изобретатель А. Воробьев в 1949 году: одна часть щетки вращается в одну сторону, а другая — в противоположную! Будет ли теперь страдать аквалангист? Или: одна щетка вращается внутри другой!

Обратимся к новому примеру.

Задача 7. Итальянец Лаццаро Спалланцами (1729—1799) — ученый, “охотник за микробами”. Для своих экспериментов ему понадобилось запаять горлышко стеклянной бутыли, не выгоняя из нее воздуха. Известно, что при нагреве, особенно при большой температуре, при которой плавится стекло, воздух расширяется и уходит из бутыли... Как быть?

По ряду причин использовать пробку для горлышка и дополнительное охлаждение было нельзя. Вновь мы встретились с задачей, где спрятано противоречие! Вот как ее решил ученый: вначале он запаял горлышко, оставив все же узенькое отверстие, и дал бутыли остыть—вновь заполниться воздухом. А потом разом запаял оставшееся отверстие на сильном огне — воздух просто не успел выйти наружу...

Человек, привыкший размышлять, заметит тонкость: в отличие от предыдущих случаев, Спалланцами оперировал не только временем, но и частями бутылки.

Таким образом, мы вплотную подошли к ТРИЗ-правилу большой степени общности: противоречия разрешаются во времени, в пространстве и в системе (структуре).

Уточним: в более сложных случаях (как, например, с задачей Спалланцами) и во времени и в структуре. Что означает разрешить противоречие в пространстве или в структуре? Здесь процедура аналогична разрешению противоречия во времени, поэтому мы приведем все три общие формулировки:
 

1) разрешение противоречия во времени: в один интервал времени, рассматриваемая система обладает свойством “А”, а в другой интервал времени  — свойством “не А”;
2) разрешение противоречия в пространстве: в одном месте пространства система обладает свойством “А”, а в другом месте пространства — свойством “не А”;
3) разрешение противоречий в системе (структуре): одна часть системы (или система в целом) обладает свойством “А”, а другая часть (части) — свойством “не А”.

Применив эти правила, можно разрешить противоречие, заключенное в задаче 5 о стрельбе через винт самолета. Именно тогда, в 1915 году, на самолеты стали устанавливать синхронизатор, который согласовывал вращение винта и выстрелы пулемета. Теперь пулемет мог произвести выстрел только в те моменты времени, когда перед ним нет лопасти.

Всего в рамках ТРИЗ разработано 11 способов разрешения противоречий, однако для решения большинства задач достаточно приведенных выше.

Вот еще задачи для тренировки:

Задача 8. Маломощная гусеница перемещает себя “по частям”: изогнутая часть гусеницы движется, а остальное — нет. Какие правила разрешения противоречий “использует” гусеница?

Задача 9. На стройке часто можно увидеть форму для бетона — опалубку. Попросту говоря — большой ящик из досок по форме будущего фундамента. Внутрь опалубки заливают бетон. Когда бетон, как говорят строители, “схватился”, опалубку разбирают. Да вот задача: как быстро разобрать ее на доски? Нужно разрешить противоречие: чтобы гвозди легко вынимались, их шляпки должны хоть немного торчать над доской, а чтобы надежно скрепляли доски — забиты по самую шляпку.

Хорошо прибито!!

Задача 10. Ювелирные украшения видели все. Но не все знают, как их делают. Прежде чем камень будет одет в красивую оправу из металла, заготовку распиливают на тонкие плитки. Потом края каждой плитки шлифуют. Да вот задача: плитка ломается. Да и держать ее неудобно. Сможете ли Вы найти решение по авторскому свидетельству № 1255446?

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)