Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

Технология составления творческих текстов по картине

Оглавление

Вместо заключения

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины в свой комплекс целенаправленного воздействия, включает отработку мыслительных операций по анализу картины, как целостной системы, так и отдельно взятого объекта.

Модель работы с картиной как целостной системой.

  • Выделение объектов, изображенных на картине.
  • Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  • Представление объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами.
  • Описание изображенного средствами символической аналогии.
  • Представление объектов в рамках времени их существования.
  • Описание местонахождения объектов на картине.
  • Восприятия себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
  • Поиски смысловой характеристики картины.
  • Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.
  • Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.
  • Составление рифмованных текстов.

Сложность организации и проведения такой работы с детьми 4-7лет в том, что у них не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.

Основные операции анализа объекта.

  • Выбор основной (возможной) функции объекта.
  • Перечисление составляющих объекта по принципу “матрешки”.
  • Обозначение сети взаимосвязей одного объекта с изображенным на картине.
  • Представление временной оси этого объекта.

Представленная модель, может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей (не только дошкольного возраста) описанию пейзажей и натюрмортов.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)