|
|||||||
Шрагина Лариса Исааковна
СМЕНА ПАРАДИГМЫ МЕТОДОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯДоклад на конференции по философии образования
Система образования, как любая искусственная система, создана для выполнения вполне определенной функции: воспроизводства членов общества, необходимых для его успешного функционирования (под понятием “воспроизводство” будем иметь в виду формирование комплекса физических, психологических, нравственных, профессиональных и других качеств). Вторая половина XX века характеризуется заметным усилением противоречия между приоритетами, существующими в области образования, и потребностями общества и личности, динамично изменяющимися под воздействием научно-технического прогресса. Уровень этого противоречия оценивается как мировой кризис образования и определяется тремя причинами: 1) быстрый рост общего объема научной информации ведет к увеличению сроков обучения, а специализация учебных заведений - к утрате целостности научно-объективной картины мира; 2) необходимость ежедневно усваивать большое количество новой информации не оставляет учащимся времени на ее обдумывание и осмысление, и знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления; 3) репродуктивные формы обучения не способны обеспечить массовую подготовку специалистов для творческих профессий [9]. Кризис системы образования носит универсальный характер и определен прежде всего ее целью. А цель, в свою очередь, определяет содержание и общую методологию как способ ее реализации. Если принять в качестве главной цели образования и воспитания формирование интеллектуальной и духовной культуры человека, то образование - это обучение искусству пользоваться знаниями, это выработка стиля мышления, позволяющего анализировать проблемы в любой области жизни и находить их наиболее точное, наиболее строгое и экономичное решение. Одним из способов разрешения противоречия является переход методологии, применяемой в учебном процессе, на новый продуктивный качественный уровень - от преимущественно нерефлексивного освоения знаний к ОСОЗНАННОМУ ОВЛАДЕНИЮ И ВЛАДЕНИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ПРИЕМАМИ И ОПЕРАЦИЯМИ. Определенная и осознанная последовательность выполнения мыслительных операций, основанная на ряде выявленных объективных закономерностей развития технических систем, была впервые предложена как методика изобретательства для анализа технических проблем и поиска наиболее эффективного их решения. Изучение объективных закономерностей развития технических систем и разработка методологии решения технических проблем заложили базу ТРИЗ - теории решения изобретательских задач [1]. В результате своего развития ТРИЗ стала основой для создания практической методологии анализа проблем, возникающих при функционировании искусственных систем. В настоящее время на базе ТРИЗ формируется теория развития искусственных систем (ТРИС). Отражая основные этапы мыслительных процессов, выполняемых субъектом при анализе проблемных ситуаций и поиске эффективных решений, эти теории все шире используются в системе образования как базовая методология для формирования культуры мышления. Объект исследования ТРИЗ - развитие технических систем. Объект исследования ТРИС - развитие искусственных систем, в том числе стиля мышления как явление культуры. Предмет исследования - выявление объективных закономерностей изменения технических (искусственных) систем. При исследовании стиля мышления - условия его формирования. Цель исследования - создание методологии, основанной на объективных закономерностях развития технических (искусственных) систем и предназначенной для анализа проблемных ситуаций и поиска их наиболее эффективных решений. По мере развития методологии в качестве цели исследования рассматриваются возможности ее применения для формирования культуры мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности. Методы исследования: для технических (искусственных) проблем - анализ процесса изменения продукта изобретательской (творческой) деятельности; для стиля мышления - анализ способов решения проблемных ситуаций [4]. Развитие системы образования происходит в точном соответствии с общими законами развития систем, и, в соответствии с этими законами, после этапов дробления системы на элементы и их совершенствования должно произойти объединение элементов на новом качественном уровне (в терминах ТРИЗ - СВЕРТЫВАНИЕ), что мы и наблюдаем в настоящее время в педагогике как тенденцию к организации интегрированного обучения. Эти же законы позволяют спрогнозировать не частные решения в форме отдельных интегрированных уроков и даже дней, а наиболее перспективный вариант: повторить в сжатом виде естественно-исторический путь развития науки - от наблюдений за процессами, происходящими в окружающем мире, через эмпирическое его исследование к открытию законов природы и формированию специализированных знаний, которые по мере накопления отпочковывались и становились самостоятельными областями науки. Основой этого варианта должен быть общий курс “Природоведение”, построенный как интегрированный курс “Законы природы в окружающем мире”. Изложение тем этих курсов должно вестись в форме наблюдений и как эвристическая и исследовательская деятельность. Структуру такого курса как цельную систему школьного образования разрабатывает в настоящее время и внедряет в учебный процесс Украинская Лаборатория педагогики ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). В разработанной авторами на базе ТРИЗ “Опережающей педагогике” система образования также рассматривается как искусственная система, которая подчиняется общим объективным законам развития систем. Процесс обучения, в соответствии с концепцией, направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций [3, 4, 5]. В методологию “ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ” - основной практический компонент “Опережающей педагогики”, разработанный на базе функционально-системного подхода, за-ложены два исходных положения: - окружающий нас природный мир представляет собой единую систему, в которой все происходящие процессы взаимосвязаны; - чтобы выжить в условиях суровой окружающей среды, человек начал, используя законы природы, создавать искусственные объекты. Действующими инструментами методологии являются генетический анализ, алгоритм решения проблемных ситуаций, комплекс методов развития воображения и ряд других. При проведении генетического анализа любой искусственный объект рассматривается как система, выполняющая определенные функции. Функциональный подход дает возможность ввести учащегося в мир реальных потребностей, для удовлетворения которых были созданы конкретные объекты. Необходимость выявления причин происходящих в природе явлений становится для учителя исходной точкой к изучению тех законов природы, которые лежат в основе принципа действия искусственных объектов: не астрономия, физика, химия, биология и другие науки сами по себе, а анализ причин возникновения этих наук, потребностей в них. В отличие от существующего в педагогике исторического подхода, который только констатирует изменение объекта во времени, генетический анализ требует выявления причинно-следственных связей между потребностями человека и его действиями по преобразованию объекта. Функционально-системный подход позволяет так же органично понять необходимость изучения гуманитарных и теоретических наук - тоже как следствие появления потребности человека получить полную картину мира и осознать свое место в нем. Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС) представляет собой четкую программу в виде универсальной последовательности операций (шагов) по анализу проблемы, преобразованию исходной ситуации в задачу, выявлению противоречия, способов его устранения и поиска решения, максимально приближенного к идеальному. Упражнения на развитие воображения как главного компонента творческого мышления также выполняются по специально разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями функционально-системного подхода, что создает, помимо развивающего, еще и обучающий эффект [4, 5, 8]. Методология ориентирована на работников системы образования всех уровней и студентов средних и высших учебных заведений. Внедрение методологии в учебный процесс проводится в два этапа: - освоение преподавателями-предметниками; - интегрирование материала базовой программы учебных предметов по естественным и гуманитарным наукам в единый комплекс. Изучение учебных предметов в контексте функционально-системного подхода дает возможность на реальном практическом материале создавать обобщенно-смысловые системы знаний, обеспечивает их интеграцию, а также позволяет учащимся открывать и осваивать новые для себя знания как результат потребности человека понимать происходящие вокруг него природные процессы и решать жизненно необходимые проблемы. В результате у учащихся формируется интегративное мышление [2] - мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать - на их основе - частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности. Роль учителя при такой форме учебного процесса оказывается ключевой и заключается в планомерной и целенаправленной организации проблемных ситуаций, постановке задач перед учащимися и оказании помощи в необходимых случаях, что требует повышения уровня его интеллектуальной культуры и творческой активности. Как показала практика, главная привлекательность предлагаемой методологии для педагогики заключается в том, что она развивает и усиливает интерес учащихся к процессу обучения, а также создает предпосылки для интеллектуального и нравственного развития личности [7]. Система образования, одна из самых консервативных искусственных систем, развивается в направлении формирования осознанного процесса мыследеятельности учащихся и овладевания его обобщенными средствами, то есть от процесса получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Такой подход невозможен без коренного изменения парадигмы методологии. Л И Т Е Р А Т У Р А1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. Москва, Советское радио. 1979. - 175с. 2. Iльченко В.Р. Мислення учнiв школи майбутнього//Постметодика. 1996. N2, C.22. 3. Меерович М.И. Опережающая педагогика: задачи и возможности //Постметодика. 1997. N1. С.44-45. 4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Основы культуры мышления//Школьные технологии. Россия. 1997. N5. - 200 c. 5. М.И.Меерович, Л.И.Шрагина. Технология творческого мышления. Библиотека практической психологии. Практическое пособие. ХАРВЕСТ (Минск) - АСТ (Москва). 2000. - 430с. 6. М.И.Меерович, Шрагина Л.И. О понятии “Достойная цель” в жизнетворчестве// Розвиток iсторичного мислення як засiб формування особистостi, ii iнтелекту та творчих здiбностей. Одеса: Астропринт, 1999. С.126-134. 7. М.И.Меерович, М.А.Глазунова, Л.И.Шрагина. ТРИЗ-педагогика и учитель будущего//Постметодика. №5. 2000. С.61-63. 8. Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе//Педагогика. №6. 1999. С.39-45. 9. Шрагина Л.И., Меерович М.И. Педагогика творчества: возможности ТРИЗ как образовательной технологии//Школьные технологии. Россия. 1997. №1. С.35-47. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |