Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Меерович Марк Иосифович
Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ

Памяти Генриха Сауловича Альтшуллера

О ПОНЯТИИ "ДОСТОЙНАЯ ЦЕЛЬ" В ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВЕ

Только соучастие в бытии
других живых существ
обнаруживает смысл и
основание собственного бытия.

Мартин Бубер

При разработке теории развития творческой личности (ТРТЛ) в качестве “творческой” рассматривается личность, деятельность которой имела социально значимый результат в одной или нескольких сферах науки, техники, искусства. Исследование около 1000 жизнеописаний, составленных как самими творческими личностями, так и их биографами, позволило выделить ряд общих компонентов, одним из которых является наличие достойной цели в их жизни. Характеризуя основные критерии, определяющие достойную цель, исследователи тем не менее указывают, что полного и однозначного определения этого понятия пока не существует [Альтшуллер Г., Верткин И. 1994.].

Попробуем выявить содержание этого понятия. Для анализа используем приемы функционально-системного подхода, применяемого в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для изучения объективных законов развития вначале технических, а затем и любых искусственных систем. Под понятием “система” будем понимать объединение элементов, предназначенных для выполнения определенной функции и создающих своим объединением новое свойство. Под искусственной системой, в отличие от природной, будем понимать системы, созданные человеком или обществом [Меерович М.И., Шрагина Л.И. 1997.].

С позиций функционально-системного подхода любая искусственная система возникает в ответ на появление какой-либо потребности. Система “достойная цель” является культурным (искусственным) образованием, возникшим в социуме, поэтому первым встает вопрос о ее функции в жизни человека и элементах, составляющих данную систему. Исходя из этого, остановимся кратко на основных потребностях человека, чтобы выявить, когда мог возникнуть такой чисто человеческий компонент бытия, как “достойная цель”.

На первом этапе своего существования человек присутствовал в биологической цепи природы как одно из звеньев и имел столько же шансов на выживание, как и любой другой живой организм. Но в ходе борьбы за выживание человек стал использовать не только физиологические возможности своего организма, но и возможности - творческие! - разума. Созданные с помощью разума орудия труда позволили человеку активно вмешиваться в природный процесс и таким образом решить проблему выживания, что выделило человека как вид из общей биологической цепи.

Решение проблемы выживания на биологическом уровне обострило и развило вторую потребность, социальную, свойственную высшим живым организмам: быть значимым среди себе подобных. Для победы в этой борьбе тоже необходимо было искать и находить новые - творческие! - ходы. По мере развития общества физическая сила и агрессивность как основные аргументы в дискуссиях на эту тему постепенно уступают место определенным правилам взаимоотношений - законам, в которых все больше и больше в качестве основной ценности признаются человеческая жизнь и права личности. На основе меняющихся представлений о морали и нравственности формируется такое социальное (системное!) понятие, как “общечеловеческие ценности”, и, как следствие, вопрос о РОЛИ (ФУНКЦИИ) человека в природе.

При этом весьма характерно, что этот вопрос ставит не природа человеку как одному из своих элементов, а человек - сам себе! Ибо “человека разумного” восприятие себя как чисто биологического существа и, соответственно, цели жизни как простое воспроизводство себе подобных уже не устраивало. И.Кант, в частности, эти вопросы сформулировал так: “Что я могу знать? Что мне надлежит делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?” [цит. по Мартин Бубер “Два образа веры”. М., 1995. С.159]

Итак, одной из отличительных особенностей человека от других биологических видов будем считать наличие разума как продукта психической деятельности, позволяющего не только осознавать окружающий мир, но и активно вмешиваться в происходящие в нем биологические и социальные процессы. Но творческая деятельность преобразует не только окружающий мир - прежде всего она преобразует и самого человека: его мышление, его внутренний мир. И чем сложнее преобразования, которые необходимо совершить во внешнем мире, тем совершеннее должен быть и разум - инструмент, выполняющий эти преобразования. Чтобы продуктивно пользоваться этим инструментом, должен был возникнуть третий вид потребностей - творческий (по более детальной классификации А.Маслоу - пятый [Маслоу А. 1996.]), и их иерархия очевидна.

И опять возникает противоречие: если первая - биологическая - потребность “выжить как вид” проявляется прежде всего в отношениях с более сильным звеном биологической цепи системы “природа”, то социальная и творческая потребности являются другим системным свойством - они могут проявляться только в системе “ОБЩЕСТВО”, состоящей из множества “человеков”. Таким образом, чтобы быть творческой, личность должна выделяться своими достижениями на фоне достижений других людей, при этом каждый должен стремиться самоутвердиться за счет других. А как продемонстрировать уровень, на котором ты находишься? От момента зарождения и вплоть до настоящего времени результаты, достигнутые каждым своим членом, общество вознаграждает чаще всего материально и соответствующим образом оценивает: “Что у тебя есть и сколько ты стоишь?” Отсюда следует, что нормы морали общества, в том числе современного, соответствуют первому-второму уровням иерархии потребностей и связаны с результатами экономического развития.

Современная экономика характеризуется ростом темпа смены технологий на все более наукоемкие. Соответственно растет число творческих профессий, требующих высокого интеллектуального развития и самостоятельного принятия решений в ситуациях неопределенности. Так равноправие, которое было вначале нормой морали для части общества, постепенно и неизбежно - с ростом уровня технологий и, соответственно, с развитием производительных сил - перерастает в равноправие для всех членов общества. И если государство хочет находиться в числе развитых, его система образования должна формировать в новых членах общества качества творческого мышления, позволяющие им быстро и с положительными эмоциями менять квалификацию при смене технологий и успешно решать творческие задачи [Меерович М.И. 1997.].

Таким образом, в настоящее время в системе “Общество” в качестве базовых оказываются взаимосвязанными демократизация творчества как основная потребность экономики и гуманизация образования с целью разностороннего совершенствования структуры личности [Шрагина Л.И., Меерович М.И. 1998.], что неизбежно ведет к гуманизации общества в целом и к возникновению общества “творческого типа”. В таком обществе в качестве основной ценности и, соответственно, норм морали будет принято удовлетворение не от материального достатка, а от самого процесса творческой деятельности (все истинное невидимо!): “Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!” (А. и Б.Стругацкие. “Трудно быть богом”). Стремление самовыразиться в таком обществе будет реализовываться не как самоутверждение за счет других членов, а как творчество в любой избранной области (Г.Гессе. “Игра в бисер”).

Для достижения таких норм необходимо развитое мышление, “игра” которого и позволит заниматься творчеством на благо обществу. Но при этом надо осознавать, что и в отдельной личности, и в обществе в целом интеллект без соответствующего уровня нравственности может проявляться как высшее зло, а нравственность (духовность) без интеллекта бессильна.

Любая цель выполняет смыслообразующую функцию жизни человека. Если принять, что смысл жизни человека - быть ЧЕЛОВЕКОМ ВМЕСТЕ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ, то эволюцию каждого отдельного человека можно рассматривать как результат процесса его внутреннего развития - его ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ. Тогда для нашего времени достойная цель - это путь (или деятельность) человека, которая способствует реализации смысла собственной жизни и (пусть даже косвенно!) жизни других людей. И чем больше эта деятельность помогает другим стать ЧЕЛОВЕКОМ, тем уверенней ее можно назвать ДОСТОЙНОЙ ЦЕЛЬЮ. И если процесс прекращается, то исчезает и достойная цель. При этом совсем не обязательно, чтобы такая деятельность приводила к появлению материального конечного продукта - более того, продукты этого пути значительно чаще будут обнаруживаться в “идеальном” виде - в росте духовности.

Таким образом, в качестве достойной цели предлагается рассматривать деятельность личности, направленную на формирование в себе НРАВСТВЕННОГО РАЗУМА как отличительной особенности человека и на преодоление биологических мотивов в своем поведении в пользу социальных.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)