Основы
теории решения изобретательских задач
7.2. Теория развития творческой личности.
Авторы теории развития творческой личности (ТРТЛ) - Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин [11, 13, 17]. Разработаны качества творческой личности, основные концепции ее развития, жизненная стратегия развития творческой личности (ЖСТЛ-3), деловая игра: "внешние обстоятельства творческая личность", идеальная творческая стратегия (концепция "максимального движения вверх"), задачник по курсу ТРТЛ, сводная картотека к ЖСТЛ-3.
Опишем только качества творческой личности:
1. Достойная Цель.
2. Комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов
3. Высокая работоспособность и выполнение намеченных планов.
4. Хорошая техника решения задач.
5. Способность отстаивать свои идеи - "умение держать удар".
6. Результативность.
Разберем эти качества немного подробнее.
7.2.1. Достойная Цель
Основные критерии Достойной Цели9:
1. Новизна. Цель должна быть новой. Она может быть и старой, но тогда новыми должны быть средства ее достижения. Достойная Цель положительна, добра, направлена на развитие жизни.
2. Общественная полезность. Достойная Цель положительна, добра, направлена на развитие жизни.
3. Конкретность. Не общие благие намерения, но четкий комплекс задач, к решения которых можно приступить хоть завтра.
4. Значительность. Может быть, следовало сказать смелее: Достойная Цель должна быть великой, ибо ее достижение оплачивается великим трудом, а иногда и жизнью.
5. Еретичность. Достойная Цель опережает свою эпоху, поэтому зачастую воспринимается как ересь, как нечто невероятное, неосуществимое. Она и в самом деле иногда недостижима, особенно в своей первоначальной формулировке.
6. Практичность. Продвижение к Цели все время должно давать частичные конкретные результаты. Самая недостижимая Цель может приносить реальную пользу.
7. Независимость. Большие коллективы нужны, когда Цель частично достигнута и перестала быть ересью. Поначалу же работу ведут одиночки или небольшие группы. Поэтому достижение Цели (хотя бы в первом приближении), как правило, доступно одиночным исследователям и не требует сложного и дорогого оборудования, которое "по карману" лишь большим коллективам.
Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхемкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришел к выводу, что искомый аккумулятор - маховик; начал делать маховики - своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательских задач. Упорно шел к цели (один штрих: а.с. 1048196 Гулиа получил в 1983г. - по заявке, сделанной еще в 1964г; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов, Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.
7.2.2. Рабочие планы
Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов - на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов - каждый день, каждый месяц.
В идеале нужна система10, которой придерживался биолог А.А.Любищев. Это регулярный учёт выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.
В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности - приходиться начинать с нуля.
М.К.Чюрлёнис, задумав синтез музыки и живописи, пошёл в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивал азы живописи.
7.2.3. Работоспособность
Должна быть солидная ежедневная "выработка" - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу - составление личной картотеки - нужно около трёх часов в день. Картотека В.А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж.Верна осталась картотека в 20 000 тетрадок.
7.2.4. Техника решения задач
На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пикара пишут: "Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пикар пришёл только благодаря систематическим, продуманным поискам решения" ... Разумеется, во времена Пикара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим - даже по современным меркам - набором приемов. Не случайно многие задачи, решенные в свое время Пикаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ - в качестве учебных упражнений.
7.2.5. Умение держать удар
Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пикару довелось испытать многое: нехватку средств, издевки журналистов, сопротивление морских специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к "Большому погружению" (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повёл его сын Жак.
Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением: батискафом, аппаратом для исследования средних глубин.
7.2.6. Результативность.
Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов - тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных просчетов в планировании.