Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Меерович Марк Иосифович
Шрагина Лариса Исааковна
Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ

ОТ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДО ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТРИЗ В ПЕДАГОГИКЕ)

До 50-х годов ХХ в. в инженерной практике был принят взгляд на причины развития технических систем как на следствие психических процессов, протекающих в мышлении изобретателей.

Скрупулезный анализ десятков тысяч патентов - описаний ПРОДУКТА изобретательского процесса - позволил Г.С. Альтшуллеру выдвинуть основополагающий для всей методологии технического творчества взгляд на процесс совершенствования объектов техники как на их закономерный переход из одного состояния в другое подобно тому, как происходило развитие и совершенствование живых организмов. В результате был сделан вывод: развитие технических систем подчиняется всеобщим диалектическим законам, а не субъективной воле человека. Эволюция техники, таким образом, подтвердила, что предметный мир определяет характер действий с ним.

Придя к такому выводу, Г.С. Альтшуллер сформулировал концепцию науки о развитии технических систем: "Технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых технических систем." Выявленные к настоящему времени закономерности (работа в этом направлении продолжается) сведены в систему законов развития технических систем (ЗРТС). ЗРТС легли в основу принципиально нового направления эвристики - "науки об изобретательстве": теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В ТРИЗ процесс решения технической задачи построен как четкая программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, сведя к минимуму все субъективные факторы.

Основной инструмент ТРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ - это комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий, включающая в себя систему психологических, логических и информационных инструментов для проведения анализа.

Необходимость соблюдать определенную последовательность выполнения мыслительных операций для эффективного анализа проблемной ситуации дает возможность рассматривать процесс мышления как технологический процесс и формировать навыки выполнения этих операций через систему упражнений так же, как формируются навыки выполнения специфических операций в любой другой профессии. Продолжительная работа с ТРИЗ формирует в пользователе особый стиль мышления, который распространяется на анализ и поиски решения любых других проблем. Таким образом, ТРИЗ может быть использована для формирования культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности.

В настоящее время в Украинской Лаборатории педагогики ТРИЗ на основе ТРИЗ разработана структура "Опережающей педагогики". В основе методики - подход к процессу мышления как к технологическому процессу по выполнению определенных психических операций, выполняемых при решении сложной проблемы. А целью обучения является формирование КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций для получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.

Многолетние результаты внедрения методики позволяют рассматривать весь комплекс ТРИЗ с ее объективностью базовых законов, четкой логикой алгоритма, системой упражнений на развитие мышления и воображения как ведущий компонент новой науки - Теории Сильного Мышления (ТСМ).

Содержанием курса "Формирование культуры мышления" является комплекс из двух систем упражнений - для развития мышления и воображения.

Отличительной особенностью комплекса является:

  1. Направленность на развитие воображения как главного компонента творческого мышления.

  2. Упражнения по развитию воображения выполняются по специально разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями системно-функционального подхода, что создает, помимо развивающего, еще и обучающий эффект.

  3. Наличие системы проблемных ситуаций на выявление противоречий. Решение этих проблем осуществляется по алгоритму решения проблемных ситуаций (АРПС).

Внедрение методики проводится на семинаре в форме интеллектуального тренинга.

В результате тренинга у слушателей формируются навыки творческого мышления, что позволяет применять его для системы образования во всем диапазоне - от детских дошкольных учреждений до школ и вузов сначала в ходе специальных занятий, а позднее - непосредственно в учебном процессе. Такая возможность подтверждается результатами исследований американских психологов, проведенных еще в 1959г.: креативность (способность к творчеству) имеет общую основу независимо от сферы деятельности и, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой материал.
В связи с тем, что в опубликованной к настоящему времени литературе по ТРИЗ, в том числе в книгах Г.С. Альтшуллера, отсутствуют некоторые определения основных понятий ТРИЗ, при проведении занятий и в своих публикациях авторы вкладывают в эти понятия следующее содержание:

1. ТРИЗ - это наука, изучающая объективные закономерности развития технических систем и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) решения технических проблем.

В результате своего развития ТРИЗ стала основой для создания практической методологии анализа проблем, возникающих при функционировании искусственных систем. В настоящее время на базе ТРИЗ формируется теория развития искусственных систем (ТРИС). Отражая основные этапы мыслительных процессов, выполняемых субъектом при анализе проблемных ситуаций и поиске эффективных решений, эти теории все шире используются в системе образования как базовая методология для формирования культуры мышления.

2. Объект исследования ТРИЗ - развитие технических систем. Объект исследования ТРИС - развитие искусственных систем, в том числе стиль мышления как явление культуры.

3. Предмет исследования - объективные закономерности изменения технических (искусственных) систем. При исследовании стиля мышления - условия его формирования.

4. Цель исследования - создание методологии (системы методов и приемов), основанной на объективных закономерностях развития технических (искусственных) систем и предназначенной для поиска наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.

По мере развития методологии в качестве цели исследования рассматриваются возможности ее применения для формирования культуры мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности.

5. Методы исследования:

а) для искусственных (технических) проблем - анализ про- цесса изменения продукта изобретательской (творческой) деятельности;
б) для стиля мышления - анализ способов решения проблемных ситуаций.

6. Основные (ключевые) понятия.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ) - последовательность выполнения мыслительных операций, основанная на объективных закономерностях развития технических систем и предназначенная для анализа технической проблемы и поиска наиболее эффективного ее решения.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (АРПС) - модификация АРИЗ, основанная на объективных закономерностях развития искусственных систем и предназначенная для анализа проблемной ситуации и поиска наиболее эффективного ее решения.

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ - результат целенаправленного воз- действия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - возникновение противоречия, не удовлетворяющее потребителя системы, как результат взаимодействия двух или более элементов системы.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - свойство связи между двумя параметрами системы, при котором изменение одного из этих параметров в нужном для потребителя направлении вызывает недопустимое для потребителя изменение второго параметра.

СИСТЕМА - совокупность элементов, предназначенная для выполнения определенной функции и образующая при своем объединении новое свойство, которым не обладают отдельно взятые элементы.

СИТУАЦИЯ - результат взаимодействия двух или более элементов системы.

СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ - проявление культуры мышления при решении проблемы в любой области жизни.

СТРАТЕГИЯ МЫШЛЕНИЯ - преобладающая для субъекта тенденция к определенной последовательности выполнения мыслительных операций.

Декабрь 1996г.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)