|
|||||||||
Как правильно формулировать задачи?Чтобы решить задачу, прежде всего её нужно до конца понять и четко, точно, просто, кратко, но полно и понятно сформулировать. Как этого добиться? Задача обычно состоит из двух смысловых частей - предпосылочной и вопросительной. Разница между задачами и вопросами изложена в разделе "Метод контрольных вопросов". Г.С. Альтшуллер предлагает следующую предельно простую и четкую схему (модель) формулировки ТЕХНИЧЕСКИХ задач, но эта рекомендация справедлива и для нетехнических задач: "Улучшаемая система для (указать назначение), включает (перечислить основные части системы). Формулируется техническое противоречие. Необходимо при минимальных изменениях в системе (указать результат, который должен быть получен)". Эта схема пригодна для формулировки практически любых творческих задач, хотя и представляется довольно громоздкой. Например: "Улучшаемая система для воспитания и обучения включает: детей, учителей, воспитателей, родителей, администрацию. Педагогическое противоречие:
Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить полноценное освоение всего требуемого программой материала и сильными, и слабыми детьми". Обычно задачедатель даже не знает, что задачу надо формулировать таким образом, и ставит её как умеет: либо не полно, либо очень общо, либо просто неправильно, а иногда и сам не понимает, что ему на самом-то деле надо. Однажды был такой случай. На занятии по ТРИЗ было предложено слушателям порешать их проблемы. Одна дама сообщила, что она озабочена слабым физическим развитием своего сына, поставила себе задачу собрать деньги, чтобы купить сыну велосипед, и предложила проанализировать марки велосипедов. В результате анализа выяснилось, что этого мальчика надо сначала серьезно лечить, и если лечение будет успешным, только тогда, может быть, и понадобится велосипед. А деньги надо направить на лечение. Понятно, что сначала необходимо точно понять задачу. Если не понял задачу, то решить её трудно, а если и удалось решить, то, по всей вероятности, решена будет совсем другая задача. При решении задач возможны три типовые ситуации:
В первом и в третьем случаях надо задать задачедателю все проясняющие задачу и ситуацию вопросы, помочь ему самоопределиться и попытаться привлечь его самого к решению его же задачи. Второй случай несет много неопределенности. Если задача СЛОЖНАЯ, то для подготовки задачи к решению полезно воспользоваться Методом Контрольных Вопросов, то есть сначала сформулировать контрольные вопросы, а потом, отвечая на них, сформулировать задачу. Это мы сейчас и сделаем. Итак, как подготовить задачу к решению? ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ ЗАДАЧИ:
ВОПРОСЫ НА АНАЛИЗ ЗАДАЧИ.
ВОПРОСЫ НА ВЫЯСНЕНИЕ СИТУАЦИИ.
НАЧАЛО РЕШЕНИЯ. Начало решения - понятие довольно условное. Хорошее решение может прийти в голову в любой момент, а может и не прийти. Все идеи и решения, пришедшие в голову в процессе ответов на вопросы надо аккуратно записывать для дальнейшего анализа. Процесс самозадавания вопросов и ответов на них может показаться излишне подробным, но такова идеология ТРИЗ. Как в медицине - надо очень хорошо знать больного и болезнь, чтобы его вылечить, так и в случае решения социальных и технических задач - надо хорошо знать предмет исследования, ту систему, которую улучшаешь. После ответов на вопросы и анализа задачи следующие шаги: формулировать противоречие, ИКР, искать ресурс и далее по алгоритму. Общий совет такой - "бомбите", "бурите", "трясите", "раскачивайте" Ваше подсознание до тех пор пока оно не "зафонтанирует нарзанами" сильных нетривиальных решений. Не бойтесь нагружать свой мозг, это не принесет вреда Вашему здоровью. ТРИЗ предлагает возвращаться к формулированию задачи в процессе её решения, по мере повышения уровня ее понимания, до тех пор, пока задача не будет решена. В шутку тризовцы говорят, что самой точной формулировкой задачи является ее сильное решение. Приведем несколько забавных примеров неправильно и неточно сформулированных задач и последствия этого. 1. В Канзас-Сити открылась новая прачечная. Чтобы привлечь клиентов хозяин дал объявление в газету, где, в частности, было указано, что "У первого пришедшего в день открытия мужчины белье в стирку будет принято бесплатно". Первым пришел директор школы-интерната с бельем всех своих 1000 воспитанников. В чем ошибка хозяина? Тот факт, что задачи надо ставить очень точно, подметили еще Древние греки. 2. В одном из мифов Древней Греции рассказывается о том, что Кидинне, матери двух сыновей, надо было ехать на колеснице на праздник Геры, жены Зевса, где она была жрицей. Но волов не оказалось и тогда сыновья впряглись в колесницу и отвезли мать в храм. За этот поступок Кидинна попросила Геру оказать сыновьям великую милость и Гера её оказала... послала им легкую смерть во сне. В чем ошибка Кидинны? 3. Легендарная прорицательница древних греков Сивилла, попросила у Аполлона вечную жизнь. Коварный Аполлон выполнил её просьбу. Прошло 100 лет, Сивилла превратилась в безобразную морщинистую старушку и стала молить Аполлона даровать ей смерть. Что забыла испросить Сивилла? 4. Красавец юноша Эндимион (учтя, видимо ошибку Сивиллы) попросил Зевса даровать ему вечную жизнь, вечную молодость и вечную красоту. Коварный Зевс выполнил его просьбу... погрузив в вечный сон. В чем ошибка Эндимиона? 5. За оказанную услугу бог виноделия Дионис обещал фригийскому царю Мидасу выполнить любую его просьбу. Жадный Мидас пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис просил отказаться от этой просьбы, но Мидас настаивал, и Дионис исполнил его просьбу. Счастью Мидаса не было конца, пока он не обнял свою любимую внучку, которая тут же превратилась в золото. Спросите детей, в чем оплошность Мидаса? Впоследствии Мидас упросил Диониса снять с него чары. Дионис согласился, но у Мидаса выросли длинные ослиные уши. Поэтому говорят: "Мидасовы уши". На неточно и неполно поставленных условиях задачи построено много задач на смекалку. Например: В комнате горело 7 свечей. Потушили 2 свечи. Сколько осталось? (Правильные ответы: и 7 и 2, так как не оговорены граничные условия. Задача поставлена не полно, не указано, когда считать оставшиеся свечи? Если пересчитывать свечи сразу после погашения, то 7. Если же через сутки, когда 5 свечей сгорит, то 2). А вот пример задачи с избыточной информацией: Два года назад мне было 6 лет. Через два года мне будет 10 лет, а через три года будет 11 лет. Сколько мне лет сейчас? Ответы: 1. Он думал, что все рассуждают как он сам. Рассматриваемую здесь часть объявления надо было сформулировать, например, так "...У первого пришедшего мужчины, заботящегося о свежести белья своей семьи..." 2. Кидинна забыла, что Гера очень коварная женщина. С коварными властьимущими вообще нельзя иметь какие либо дела. Они того не стоят. 3. Вечную молодость. 4. Эндимион не учел непредсказуемость и коварство Зевса. Та же “ошибка Кидинны”. 5. Мидас жадный и глупый, так ему и надо. Жалко его внучку. ЛИТЕРАТУРА 1. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать. М.: Просвещение, 1994. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |